Олег Басилашвили
О мероприятии
15 октября, Филармония. Басилашвили – мастер перевоплощения. Сыграв немало похожих ролей, Олег Басилашвили ни разу не повторился, демонстрируя удивительную способность быть разным, неизменно оставаясь самим собой.
Олег Басилашвили родился в 1934 году в московской интеллигентной семье. Отец Валериан Николаевич — директор Московского политехникума связи, мать, Ирина Сергеевна Ильинская — доктор филологических наук, автор «Словаря языка Пушкина„. Детство Олега Басилашвили прошло в Москве, и было обычным, как у всех мальчишек в довоенное и военное время. Но юный Олег уже в детстве грезил театром.
Олег Басилашвили поступил в школу-студию МХАТ на курс Павла Массальского. Вместе с ним учились Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков и несравненная Татьяна Доронина, которая в 55-м году стала женой Басилашвили. По воспоминаниям друзей, в Школе-студии МХАТ Олег Басилашвили считался самым красивым, интеллигентным и талантливым студентом.
Басилашвили — мастер перевоплощения. Среди лучших его театральных работ — „порхающий“ Хлестаков (“Ревизор„ Н. В. Гоголя, 1972), блестящий и пустой Серпуховский (“История лошади„ по Л. Н. Толстому, 1975), благодушествующий обыватель Басов (“Дачники„ М. Горького, 1978), гротесковый Джингль (“Пиквикский клуб„ по Ч. Диккенсу, 1978), шаржированный Мамаев (“На всякого мудреца довольно простоты„ А. Н. Островского, 1985). Особняком среди работ Басилашвили стоит роль Войницкого (“Дядя Ваня„ Чехова, 1982), в образе которого артисту удалось передать истинно чеховский сплав трагического мироощущения и мягкого юмора. Сам Олег Валерианович считает лучшей ролью в театре работу в спектакле по пьесе Шукшина “Энергичные люди».
В кино на счету актера множество разнохарактерных ролей, являющих его широкий творческий диапазон. Среди режиссеров, с которыми работал актер, можно назвать М.Швейцера, С.Арановича, К.Шахназарова, А.Бобровского, В.Краснопольского и В.Ускова, но наибольший успех сопутствовал ему в фильмах, поставленных Г.Данелия и Э.Рязановым. Роли, сыгранные в фильмах этих режиссеров, стали лучшими в творчестве Олега Басилашвили — Самохвалов в комедии „Служебный роман“, граф Мерзляев в фильме „О бедном гусаре замолвите слово“, Платон Громов из „Вокзала для двоих“, Бузыкин в „Осеннем марафоне“, Горюнов в „Предсказании“. Сыграв в кино немало похожих ролей, Олег Басилашвили ни разу не повторился, демонстрируя удивительную способность быть разным, неизменно оставаясь самим собой. В 2001 году Олег Басилашвили снялся у К.Шахназарова в фильме „Яды, или Всемирная история отравлений“, который получил Гран-При на фестивале „Кинотавр“. Потом были „Романовы — венценосная семья“ (2001) и „Бандитский Петербург“, „Идиот“ (2003), сериал „Мастер и Маргарита“.
Олег Валерианович любит классическую музыку (Чайковского и Рахманинова) и хорошую литературу. Среди тех книг, которые ему сейчас интересны, он называет Библию, „Уходящую натура“ театрального критика Анатолия Смелянского, „Дневники Михаила Булгакова“, "Смерть Сталина» Леонида Млечина, произведения Достоевского.
Народный артист СССР О.В.Басилашвили — лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых, награжден орденом Мира.
15 октября, Тюменская государственная филармония. Стоимость билетов -500 — 1000 рублей.
Название творческого вечера: «С любовью из Санкт-Петербурга». (поэзия, проза, ответы на вопросы, рассуждение о жизни…)