Алексей Кравченко “К 120-летию художника”
О выставке
Вторая за короткий период выставка знаменитого гравера, все советские годы втихую писавшего красивые картины.
Статусный советский художник, профессор и член многочисленных жюри, правлений графической секции Союза художников и Третьяковской галереи, Кравченко (1889—1940) начал делать блестящую карьеру задолго до революции.
Премия Левитана в 1908-м, похвалы Репина, закупки в Третьяковскую галерею и Румянцевский музей… Похоже, активный, трудолюбивый, не интересовавшийся политикой Кравченко преуспел бы при любом режиме. Он сумел в упор не заметить авангард — если не принимать естественную угловатость его гравюр по дереву за влияние кубизма. Зато на художника сильное впечатление произвели волшебные восточные страны — Индия, Цейлон, Япония.
Революция не много изменила в его жизни — даже за границу его посылали как прежде. И снова — награждали, избирали, назначали. Вовремя — еще в военные годы заинтересовавшись тиражными графическими техниками, Кравченко на них и сосредоточился — иллюстрировал классиков, делал экслибрисы, станковые гравюры
на дереве и линолеуме для выставок с романтическими видами старинных парков и еще более романтическими — строительства Днепростроя и красноармейского быта, изображал классиков культуры. И все-таки полной
уверенности в устойчивости существования не было — свои
фантастические розово-голубые картины Кравченко теперь писал втайне — ушибленный компанией борьбы с формалистами, предпочитал вести двойную жизнь.
Ставшие известными и немедленно популярными после выставки 1973 года, они и теперь — радость коллекционера. А самое важное и интересное отличие нынешней выставки от всех предшествующих, в том числе и недавней гораздо более скромной экспозиции в галерее «Наши художники», — стеклянные негативы, на которые
Кравченко фотографировал в действующей армии генерала Брусилова на Юго-Западном фронте во время Первой мировой. Вот это реализм так реализм.