Беттина Реймс (Bettina Rheims) “Ретроспектива”
О выставке
Выставка Беттины Реймс в Манеже завершает юбилейную столичную Фотобиеннале.
Выставка Беттины Реймс в Манеже завершает юбилейную столичную Фотобиеннале. Ретроспектива объехала за два года полмира в Москве ее предпоследняя остановка. Звезда гламурного фото, прославившаяся откровенными и жесткими снимками женщин, гермафродитов и мертвых животных, рассказала о себе Time Out Москва.
Вы учились у великого Хельмута Ньютона…
Ньютон был моим другом, но он не учил, а помогал. Мы были очень близки, обедали каждую неделю вчетвером с ним, его женой Джун и отцом моего сына. Я была в то время начинающим фотографом и приносила свои работы, а он их критиковал иногда очень жестко. И однажды он так задел меня, что я сказала хватит, мне больше не нужен отец, у меня есть свой собственный. Потом все изменилось ко мне пришел успех, началась интересная жизнь в фотографии. Он решил, что я больше не нуждаюсь в нем, но это было не так, я просто хотела, чтобы он прекратил свои наезды. На меня оказали влияние не его работы, а его личность. Но я, например, совершенно не могла принять его отношения к моделям. Не думаю, что наши работы можно сравнивать. Конечно, мы оба фотографировали женщин, но примерно этим же занимаются фотографы и художники на протяжении веков, так что это сходство не кажется слишком существенным. Мы с Ньютоном совершенно разные, у нас разное видение мира. Он умер, но он был великим художником.
И очень особенным человеком.
Хельмут? О, он был ужасен ему нравилось пугать людей. Он был счастлив, когда все его боялись модели, журналисты…
Ваши снимки тоже очень напористые, сильные, провокационные.
Я не считаю себя напористой. Конечно, художник должен быть сильным, чтобы заставить людей увидеть и открыть свой внутренний мир. Когда идет съемка, нас только двое я и модель, но я никогда не заставляю людей делать то, что они не хотят, никогда не иду дальше, чем готовы идти модели. Это как игра она может быть опасной, но, в конечном итоге, никого не убивают. Мы играем с идеей опасности, но это совсем не то же самое, что реальная угроза.
Как вы выбираете сюжеты?
Как всякий человек, я задаю себе вопросы о жизни, о людях, о гендерных различиях. Например, почему этот красивый человек, великолепный танцор хочет быть женщиной настолько, что готов терпеть боль, вынести тридцать операций? Потом я беру камеру и пытаюсь найти ответы. И если результат меня убеждает, то показываю снимки другим людям.
Кажется, что вашим женщинам совершенно не нужны мужчины…
Почему вы так думаете?
Так они выглядят.
Нет, мне так не кажется. В историях, которые я рассказываю, мужчина присутствует, он находится где-то не очень далеко, возможно, прямо за камерой. Может быть, иногда модели позируют для него, а не для меня. Но мир без мужчин это было бы слишком печально. Вряд ли многие женщины смогли бы выжить в нем.