Шедевры музея Орсэ
О выставке
В Третьяковскую галерею из Французского музея Орсэ прибыли 38 живописных полотен и 17 скульптур.
"Балкон" Эдуарда Мане, "Вокзал Сент Лазар" Клода Моне, "Звездная ночь в Арле" Винсента Ван Гога, "Оркестр Парижской оперы" Эдгара Дега в год юбилея Третьяковки ее руководители, не мудрствуя лукаво, везут в свои залы шедевры самой высокой пробы из музея Орсэ. Выбор основан на том простом обстоятельстве, что это парижское собрание по времени примерно симметрично третьяковскому только там оно в какой-то момент ушло далеко вперед по сравнению с русским, и всегда выглядело совсем по-другому.
Французское искусство начала ХХ века особенно дорого нашему зрителю ведь это был последний бастион художественной культуры, с которым успела познакомиться Россия до прихода советской власти потом последовал вековой провал. Наверстывать вычеркнутый из сознания век ни у музейных работников, ни у широкой публики нет ни сил, ни желания проще и приятнее любить и лелеять последнюю арт-революцию, которая нам уже знакома и привычна. Конечно, Франция рубежа прошлого и позапрошлого веков отлично представлена в отечественных собраниях благодаря национализированным коллекциям Щукина и Морозова, но хорошего много не бывает. Тем более что музей Орсэ, действительно лучшее собрание национального искусства этого периода (разместившееся в бывшем здании вокзала) ради нынешней выставки расстался сразу с полусотней своих шедевров.
Правда, чтобы получить этот бесценный дар, Третьяковка тоже пошла на значительные жертвы. Не только потому, что несколько месяцев главные жемчужины русской коллекции гостили во Франции и завсегдатаи Лаврушинского были лишены законного права видеть "Аленушку" Виктора Васнецова, "Демона" Михаила Врубеля, "Не ждали" Ильи Репина, "Над вечным покоем" Ильи Левитана. Самым решительным поступком для российской стороны было вернуться от выгодной традиции коммерческих выставок к обычной для музеев всего мира (а когда-то и наших) практике обмена. Увы, произошло это революционное событие лишь во время и на время юбилея. Так что у поклонников живописи появился повод еще раз помянуть добрым словом бескорыстнейшего Павла Михайловича Третьякова, 150 лет назад купившего "Искушение" Николая Шильдера и "Стычку с контрабандистами" Василия Худякова. Приобрети он их позже, мы бы еще несколько лет могли бы видеть шедевры Орсэ только в Париже. Третьяковская галерея на Крымском Валу, с 25 апреля