“Кармен” Бизе
- Участник
- Василий Петренко
О спектакле
Михайловский театр закрывает оперный сезон концертным исполнением «Кармен» Жоржа Бизе под управлением дирижера Василия Петренко – на главную роль приглашены две очень разные певицы
айловский театр первым в Петербурге вводит моду на оперу в концертном исполнении – формат, пользующийся заслуженной зрительской популярностью на Западе и постепенно завоевывающий признание в Москве. На выпуск полноценного оперного спектакля уходит в среднем месяц: для отечественных театров собрать на такой срок в одном месте профессионального дирижера и звездный состав певцов, чьи контрактные обязательства расписаны на много лет вперед, – задача почти немыслимая. То ли дело концертное исполнение – жанр, эргономичный во всех отношениях: семь-восемь репетиций – и образцово-показательная интерпретация готова к употреблению. У артистов есть возможность сконцентрироваться на вокале и выложиться по максимуму, не отвлекаясь на театральную сторону дела, а публике предоставляется неплохой шанс встретиться с любимыми партитурами один на один, без посредников-режиссеров. Начать в Михайловском решили с главного, пожалуй, оперного шлягера – «Кармен» Жоржа Бизе доверили когда-то работавшему на площади Искусств и успевшему с тех пор сделать головокружительную европейскую карьеру 35-летнему Василию Петренко.
Представительный кастинг проекта – его рук дело. За роль тореадора Эскамильо возьмется Александр Виноградов, один из лучших молодых русских басов, работающих на Западе, Хосе будет выписан из Москвы – его споет тенор Ахмед Агади. Что же до исполнительниц заглавной партии, то на мировом вокальном рынке Петренко удалось сыскать сразу двух отменных Кармен – поэтому-то опера Бизе и будет звучать в Михайловском два вечера подряд. Причем, не исключено, в диаметрально противоположных трактовках – уж слишком сильно разнятся ангажированные дирижером певицы. Первый вечер отдан англичанке Кейтлин Халкап, добившейся международного признания в конце прошлого десятилетия после записи британской барочной оперы «Артаксеркс», впервые обратившей внимание меломанов на это редкой красоты и отменной выучки сопрано. Поначалу Халкап вообще во многом связывала свою карьеру именно с барочной музыкой: одним из лучших ее ангажементов стала роль в спектакле Херберта Вернике по опере «Каллисто» Франческо Кавалли о нимфе, желавшей сохранить девственность, но соблазненной Юпитером. Героиню Бизе и Мериме Халкап пела лишь однажды, два года назад, и это явно было лишь эпизодом в ее карьере, вообще-то посвященной партиям для куда более легкого голоса, вроде юного аристократа Октавиана в «Кавалере розы» Штрауса или Дорабеллы в моцартовской «Так поступают все». На таком фоне ее роль кажется как минимум интригующей.
Едва ли не прямую противоположность Халкап являет израильская певица Ринат Шахам, которая выйдет на сцену Михайловского во второй вечер. Кармен для нее – не эпизодическая партия, но хлеб насущный: согласно впечатляющей статистике, за последние три года Шахам успела спеть шедевр Бизе в четырнадцати (!) различных постановках во всех уголках планеты от Гонконга до Филадельфии, включая театры высшей лиги вроде берлинской Штаатсопер или брюссельской La Monnaie. Впечатляет и список выдающихся режиссеров, с которыми Шахам работала над образом роковой испанки – тут и Мартин Кушей, и Кристоф Лой, и Лоран Пелли. Между тем в новейшую историю оперного театра Ринат Шахам вошла как певица, работавшая над революционной «Кармен» Теодора Курентзиса в Баден-Бадене. Теперь она исполнит свою коронную роль под управлением другого молодого дирижера-харизматика – и нет поводов сомневаться в том, что справится Шахам отменно: она одна из самых гибких вокалисток своего поколения.