На дне
О спектакле
Чтобы зрители чувствовали себя на одном уровне с героями горьковской пьесы, режиссер Егор Чернышов в буквальном смысле отправляет их на дно – под сцену.
Чтобы зрители чувствовали себя на одном уровне с героями горьковской пьесы, режиссер Егор Чернышов в буквальном смысле отправляет их на дно – под сцену.
Художник спектакля Александр Мохов максимально использует размеры театрального трюма, в котором разыграют историю ночлежки. Каменный столб с вертикальными отверстиями поддерживает поворотный круг сцены. Подвешенная на тросы спиралевидная дорожка из легких металлических пластин идет вокруг столба и отделяет и без того небольшое пространство от зрителей. По этой спирали, не имеющей начала и конца, будут уходить мертвые от живых. Три невысоких металлических помоста на авансцене служат и кроватью, и столом, и скамьей. На заднем плане – ряды металлических баков. В этом холодном, аскетичном мире не находится места нежности, даже фальшивой. Потому и Лука (Леонид Михайловский) здесь крепок телом и духом, а ухватками и жесткой интонацией скорее напоминает бывалого уголовника, чем одинокого странника.
Остальные герои у режиссера тоже выглядят далеко не хрестоматийно. Василиса (Юлия Мен) – женщина-вамп ночлежного розлива. Темноволосая, смуглокожая, – она резка в движениях и интонациях. Наташа (Марианна Мокшина) – женщина-ребенок – хрупкая, невысокого роста, с нежным голосом. И только тяжелые ботинки диссонируют с ее обликом и словно тащат вниз. Васька Пепел (Михаил Соловьев) – неудавшийся победитель, до поры до времени хорохорящийся перед обитателями ночлежки. Но столкнувшись с Василисой или Лукой, Васька подчиняется их силе.
Где-то к середине спектакля становится понятно, что режиссеру удается вынуть из пьесы стриндберговский мотив борьбы полов. Здесь все сражаются со всеми – жены с любовниками и мужьями, влюбленные друг с другом – и никто не желает уступать. А произнесенные Квашней (Наталья Попова) в начале спектакля слова: "Чтобы я, свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала – нет!" – оказываются вступлением к будущему противостоянию.