Pictures Reframed
О спектакле
Норвежский пианист Лейф Ове Андснес решил соединить фортепианную классику с современным видеоартом.
Сольные фортепианные программы сейчас вышли из моды: в гонке на выживание, в которую превратилась московская жизнь, мало у кого находится время, чтобы остановиться, выдохнуть и сосредоточиться на одном-единственном человеке, сидящем за черным роялем на совершенно пустой сцене.
Лейф Ове Андснес, один из самых именитых пианистов так называемого интеллектуального направления, почувствовал это на собственном опыте три года назад, когда приехал в Москву со строгой, даже чопорной программой из сочинений Грига, Сибелиуса и Бетховена. Народу в зале собралось не ахти, первую часть концерта, где звучали ничего не говорящие ни уму, ни сердцу редкости скандинавских гениев, принимали вяло, на второй части, отданной глубокомысленному Бетховену, народ потихоньку убегал из зала — видимо, глубокомысленность композитора, помноженная на глубокомысленность исполнителя, несколько превысила привычные для Москвы нормы.
И тем не менее Андснеса вновь пригласили в столицу — все-таки столь статусные пианисты, которым запросто отдаются целые вечера в нью-йоркском Carnegie Hall или венском Musikverein, на свет каждый день не рождаются, а такие, которые не стремятся поразить эффектными вскидываниями рук или кокетливо-виртуозными бисами, рождаются даже не каждый год. Но на сей раз норвежский гость экипирован для встречи с широкими массами любителей музыки несравненно лучше: популярней и разнообразней стала программа (два знаменитых романтических цикла — «Детские сцены» Шумана и «Картинки с выставки» Мусоргского), и, кроме того, вместе с собой Андснес привезет южноафриканского художника, признанного авторитета в области видеоарта Робина Роуда. Во время исполнения на специально установленные на сцене экраны будут проецироваться изображения и образы, которые призваны комментировать и дополнять звуковой ряд, что, по идее, должно сильно расширить ассоциативный круг слушателей — тех, кто способен творчески мыслить, и избавить от скуки и ощущения статики — тех, кто на творческое мышление принципиально не способен. Вне зависимости от того, к какой категории слушателей вы себя отнесете, поход на концерт обязателен — этот проект объехал полмира и снискал значительный успех. И благодаря ему Москва на несколько сантиметров приблизится к мировым музыкальным метрополиям, где для нетленных классиков создают новые условия бытования. Проект, кстати, называется «Pictures Reframed», что можно перевести как «Вновь обрамленные картины», и это довольно точно отражает суть замысла создателей — только в данном случае под картинами подразумеваются музыкальные опусы.