- Страна
- США
- Длительность
- 90 мин.
- Премьера в мире
- 8 сентября 2009 г.
- Премьера в России
- 10 декабря 2009 г.
- Бюджет
- $25 000 000
- Сборы, в мире
- $68 968 688
- Сборы, в России
- $2 689 692
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Потерявший жену (ушла к однорукому редактору), себя и удовольствие от жизни, американский журналист Боб Уилтон (Макгрегор) принимает очевидное мужское решение — едет на войну, в Ирак.
Проведя кислый одинокий месяц в кувейтском отеле в ожидании визы, Уилтон подсаживается в баре к другому одиночке — усатому ветерану, занятому чтением Financial Times. Разглядев на груди собеседника табличку с именем, Уилтон от неожиданности подпрыгивает на стуле — перед ним сидит некто Лин Кэссади (Джордж Клуни), уже фигурировавший в диком конспирологическом репортаже Боба об отставнике, убивающем взглядом хомячков.
Кэссади рассказывает Уилтону о существовании секретного отряда хиппи «Первый батальон Земли» (в быту — «джедаи»), объясняет принципы астрального карате и шепотом сообщает, что он сейчас на задании. Через несколько часов новые друзья уже сидят посреди пустыни, пытаясь зажарить сосиску экологически чистой солнечной энергией. Попутно старый воин света делится с молодым (Боба тут считают за своего) подробностями секретной военной программы по подготовке длинноволосых солдат-психонавтов.
Самое безумное во всей этой истории — ее абсолютная правдивость. Вымышленный Уилтон — это Джон Ронсон, американский гонзо-журналист, специализирующийся на конспирологических расследованиях и интервью с разного рода беспредельщиками (вроде главы Ку-клукс-клана). Фильм снят по книге Джонсона «Люди, которые пялятся на коз», и все подробности нью-эйдж-безумия, охватившего Пентагон в 70—80-х, изложены в ней честно и без прикрас: вегетарианская диета, занятия тай-цзы и йогой, чакры и бакры, хайер и борода, присяга на верность матери-Земле, бесчеловечные эксперименты с ЛСД и стробоскопами, жертвы среди мирных коз — все правда! Даже Дефендер, пластмассовая флуоресцентная фиговина, которой Кессади ловко охаживает растерявшегося журналиста, — реально существует и даже продается на специализированных сайтах.
Понятно, что сама фактура тут настолько комична и сенсационна, что главной задачей режиссера и актеров тут было не ржать во время съемок. В фарс «Спецназ» не скатывается, звездная команда (командира джедаев играет Джефф Бриджес, попеременно дающий то сержанта Барнса, то Веселого Проказника, а злого волшебника — украшенный противными усиками Кевин Спейси) работает расслабленно, как в капустнике. Но именно эта легкость и необязательность исполнения — а возможно, просто робость малоопытного режиссера Хеслоу — делает фильм несколько нудным, хотя и тонким зрелищем (сюжетные мотивы волшебных сказок тут нежно переплетаются с ужасами Гуантаномо-бей и психоделическими откровениями в духе Кена Кизи). Кажется, что и книга, и фильм запоздали лет на 10 ??? — в первой половине 90-х с их истерическим интересом ко всему странному, экстраординарному и маргинальному «Спецназ» точно стал бы культовой картиной. Сейчас это просто милое и умное кино, но его социальную значимость трудно переоценить: раньше так много хороших и известных людей собирались вместе разве что для защиты солнечного мира, а теперь — для популяризации диэтиламида.