РНО
О спектакле
Владимир Юровский и Российский национальный оркестр посвящают новую программу гетевскому Фаусту.
Даже студент-двоечник, спроси его о том, какие композиторы писали музыку на сюжет гетевского «Фауста», выдавит из глубин своей памяти пару-тройку фамилий.
Первым делом он вспомнит, конечно же, оперу Гуно, которую в советских театрах любили давать в преддверии Пасхи, иногда даже в Светлое воскресенье. Затем придет черед «Фауст-симфонии» Листа и, может статься, «Осуждения Фауста» Берлиоза. Пользуясь этим «джентльменским набором», любой дирижер может состряпать вполне успешную тематическую программу на вечную тему и горя не знать. Но эта же вечная тема в интерпретации Владимира Юровского решена, что любопытно, с помощью совершенно другой музыки, посвященной Фаусту, которую не знают ни студент-двоечник, ни даже троечник.
Маэстро Юровский любит нестандартные ходы и оригинальные решения, но в этот раз собрал прямо-таки удивительную коллекцию раритетов, выстраивающихся в стройный концептуальный ряд. Откроет программу увертюра «Фауст» Вагнера, ранний оркестровый опус будущего гения, в котором тем не менее уже аукается гранд-стиль автора «Тристана и Изольды» и «Кольца нибелунга». Затем последует «Мефисто-вальс» неисправимого романтика Ференца Листа и два фрагмента — «Сарабанда» и «Кортеж» — из оперы Феруччо Бузони «Доктор Фауст», написанной на заре ХХ столетия. Так мы причаливаем к нашему времени и в одновременности ко второму отделению, где расположились две (!) оперы.
Первая — остроумная зарисовка на гетевский сюжет московского автора Александра Семенова «Фауст в аду», которая хоть и называется оперой, но идет шесть минут. Далее же следует главное блюдо — фрагменты из оперы Альфреда Шнитке «Доктор Фаустус», которая стала одним из центральных произведений в наследии композитора и в своем время наделала немало шуму. Изначально «Доктор Фаустус» носил жанровое определение «кантата», звучал по-русски и включал сокрушительное микрофонное соло контральто, предназначенное для партии Мефистофеля, — от него в свое время отказалась Алла Борисовна Пугачева. Переработанный в оперу, «Доктор Фаустус» сохранил инфернальное контральто для партии Князя Тьмы, но зазвучал по-немецки — и именно в таком варианте Владимир Юровский предпочитает вынести знаменитый опус на сцену Концертного зала им. П. И. Чайковского. В помощь ему — Камерный хор Московской консерватории, который умеет справляться с партитурами любой сложности, и четверка представительных солистов из Германии и Великобритании — тенор Маркус Брутчер, контртенор Эндрю Уоттс, бас Стивен Ричардсон и контральто с витиевато-средневековым именем Урсула Хессе фон ден Штайнен. Дата для этого макабрического концерта, кстати, выбрана тоже удачно — 13 декабря. Жалко вот только, что не пятница. Хотя, может быть, и слава богу.
А. Шнитке, Ф. Б. Бузони, Р. Вагнер, Ф. Лист. Солисты, Камерный хор Московской консерватории п/у Б. Тевлина. Дирижер В. Юровский