Город жизни и смерти













О мероприятии
Иди и смотри-2: хроники нанкинской резни.
Синопсиса не будет — нет таких слов, чтобы описать все ужасы, запротоколированные в «Городе жизни и смерти», художественном пересказе нанкинской резни. Снятый Ли Хуанем (режиссер «Горного патруля», хорошей картины о борьбе с браконьерством) фильм фиксируется на зверствах японской армии во время зачистки бывшей китайской столицы. В декабре 1937-го китайские войска сдали город, и в Нанкине начался шестинедельный карнавал насилия, массовых декапитаций и прочих мероприятий по укреплению самурайского духа.
Это самая болезненная страница китайской истории — японское правительство до сих пор не принесло извинений за то, что произошло в 37-м, но Ли Хуань старается держать себя в руках. События происходят как бы сами собой, снятый в ч/б фильм никого прямо не обвиняет и не виктимизирует, никаких кишок в кадре нет (по меркам голливудского боевика тут все очень консервативно), более того — часть истории показана с точки зрения простого японского новобранца, несколько ошалевшего от того, что творится вокруг. Для китайского пропагандистского кино такая спокойная интонация — вещь удивительная. Тут нет громких антивоенных лозунгов, призывов к реваншу и националистической риторики — только люди, пытающиеся сохранить достоинство и человечность посреди настоящего ада.