Триптих
- Режиссер/Постановщик
- Петр Фоменко
О спектакле
Петр Фоменко объединил три текста Пушкина, следя за тем, до чего может дойти человек играющий.
Прекрасный полувоздушный игривый пушкинский стих и поражающая способность поэта изящно задавать самые страшные вопросы бытия «Мастерской Фоменко» понадобились, чтобы поверить в собственный путь.
Недаром все главные роли в премьерном «Триптихе» играют актеры ее первого поколения. Режиссер Фоменко объединил «Графа Нулина», «Каменного гостя» и «Сцены из Фауста», следя за тем, до чего может дойти человек играющий.
В сентиментальном анекдоте о несостоявшемся адюльтере «Граф N» знаменитое легкое дыхание «Мастерской» чувствуется в каждой милой остроумной подробности. Камерное пространство малой сцены усугублено тем, что почти все действие проходит на небольших подвесных площадках. Образ прелестного театра, спасительного плотика, подвешенного над бездной жизненной скуки и жути. Ловко перескакивать с одних качелей на другие — мастерский азарт. Кирилл Пирогов в гриме с намеком на Пушкина (Лидин и лицо от автора), Карэн Бадалов в кудрявом парике по якобы парижской моде (граф Нулин) и очаровательно заспанная, играющая многослойными шелками собственного платья Галина Тюнина (Наталья Павловна) — радостно узнаваемы. От прочего мира они отгорожены театральным шелковым занавесом, на котором чувственно волнуется картина Рубенса «Тарквиний и Лукреция».
Но ко второму акту занавес исчезает, распахивая прохладное гулкое пространство большого мраморного фойе нового здания «Мастерской», играющего роль испанского монастыря. И тут игры в жизнь уже не так безопасны. Вступает в права пусть и маленькая, но трагедия. Играючи с ней справиться удается только Лауре (Мадлен Джабраилова) — актрисе, пением искупающей все грехи. Она царит на своем ложе, не замечая, что оно — каменная могильная плита. Дону Гуану (Кирилл Пирогов) — типичному театральному испанцу в шелковом плаще и широкополой шляпе — не замечать могильного холода сложнее. Он по привычке играет соблазнителя, как донна Анна (Галина Тюнина) — скорбящую вдову. Но оба неискренни. Он устал, а для нее ежедневные походы в монастырь — единственный шанс хоть с кем-то встретиться. Она громко стучит деревянными башмаками по каменному полу, стараясь привлечь хоть чье-то внимание (милые фоменковские подробности никуда не деваются). Монахи безнадежны. И тут — удача. Но игры со смертью не проходят у смертных.
А что у переступивших черту? Фаусту (Кирилл Пирогов) любопытно. Мефистофель (Карэн Бадалов) безжалостен. Он услужливо представляет заскучавшему от жизни доктору загробные развлечения. Фоменко добавляет к незаконченным пушкинским «Сценам» еще и фрагменты из Гете и Бродского. Получается мрачный бесконечный (потому что — вечный) адский капустник. «Мне скучно, бес…» — сдается Фауст и устало просит: «Всех утопить». Зрителей «Триптиха» тут же накрывает огромная шелковая волна — занавес.