Без ума от любви
- Режиссер/Постановщик
- Петтер Несс
- Актер
- Джош Хартнетт, Рада Митчелл, Гэри Коул
О мероприятии
Фильм Петтера Нэсса «Моцарт и кит» у нас называется «Без ума от любви„, а обложки диска и кассеты усеяны романтическими кадрами. Что и понятно: если сразу заявить, что красавчик Хартнетт играет аутиста, то целевая аудитория может снизить свою потребительскую активность. С другой стороны, человеку, ожидающему что-то вроде “40 дней и 40 ночей», на первых кадрах может показаться, что он сошел с ума или что в его утренний кофе кто-то подмешал псилоцибин. Герой …
Фильм Петтера Нэсса «Моцарт и кит» у нас называется «Без ума от любви„, а обложки диска и кассеты усеяны романтическими кадрами. Что и понятно: если сразу заявить, что красавчик Хартнетт играет аутиста, то целевая аудитория может снизить свою потребительскую активность. С другой стороны, человеку, ожидающему что-то вроде “40 дней и 40 ночей», на первых кадрах может показаться, что он сошел с ума или что в его утренний кофе кто-то подмешал псилоцибин.
Герой Хартнетта, Дональд, страдает синдромом Аспергера: он часто моргает, ловит руками воздух, говорит маловразумительные вещи и постоянно что-то считает. По сравнению с остальными героями, страдающими тем же недугом, его личностные нарушения не столь сильны, поэтому каждый день Дональд проводит тренинги для аутистов, на которые однажды приходит красивая блондинка Изабелла (Митчелл). Они начинают встречаться, снимают вместе дом, находят работу и пытаются жить, как все. Героиня Митчелл страдает другой разновидностью болезни — немотивированными сменами настроения — от громкого смеха до попыток суицида. Изабелла разгуливает в смешной шапочке, работает парикмахером, и если социально она куда более адаптирована, чем Дональд, то в эмоциональном плане напоминает мину замедленного действия.
Отношения двух молодых людей, отягощенных подобными диагнозами, отличный повод для мелодрамы. Разрушить роман способно все — от выброшенной шторы из ванной до не вовремя сделанного предложения пожениться. Режиссер смакует проявления патологии, а зритель в какой-то момент вообще перестает понимать, будет ли у этой нудной медицинской лекции логический финал.
Фильм и вправду прилежно перечисляет трудности, с которыми сталкиваются даже «самые нормальные» из аутистов. Любые изменения вызывают у них агрессивную реакцию (даже убранная квартира способна спровоцировать приступ паники), им тяжело общаться, потому что все воспринимается слишком буквально, им невозможно найти работу даже с дипломом престижного колледжа на руках. Ну и, конечно, половые отношения представляют серьезную проблему.
Все это рассказывает нам человек, серьезно владеющий материалом: сценарий написан Рональдом Басом, автором «Человека дождя», гуманистом и мастером сентиментальных историй. Но несмотря на это увидеть в «Без ума от любви» что-то кроме фактов, изложенных в медицинском справочнике, трудно. Режиссер слишком тормозит повествование, а кукольное личико Хартнетта остается привычно умилительным и сладким, несмотря на болезненную мимику. В результате мы рискуем заработать чувство вины от осознания собственной черствости — ведь даже трагический эпизод похорон кролика в пирамидальной могиле из морковок напрочь испорчен слишком здоровой внешностью главного героя. К финалу и вовсе есть опасность дойти до мысли, что Хартнетту необходимо серьезное нервное обострение, чтобы вызывать хотя бы элементарную, конъюнктурную зрительскую жалость.
Простить эти нелепости можно только в том случае, если предположить, что Рональду Басу очень хотелось переиграть судьбу героя Хоффмана из «Человека дождя» до хеппи-энда, и убедиться, что это утопия.