РНО
О спектакле
Российский национальный оркестр последовательно собирает коллекцию лучших дирижеров. Новое приобретение – Семен Бычков.
Этого концерта в первоначальном расписании РНО не было вообще, однако уже не первый раз под Новый год у оркестра неожиданно образуются вот такие вот приятные неожиданности, да еще и на лучшей концертной площадке города — в Большом зале Консерватории.
Следует уточнить, что речь идет не о беззубых предновогодних ассорти из обязательных шлягеров типа отрывков из «Щелкунчика» или польках и вальсах Штрауса, а о полноценной филармонической программе, на которую не стыдно пригласить друзей, коллег или даже дальних родственников. В данном конкретном случае программа приобретает особую интригу — из-за того человека, который стоит за дирижерским пультом.
Семен Бычков — российский дирижер, один из плеяды учеников легендарного петербургского профессора Ильи Мусина (другие — Юрий Темирканов, Валерий Гергиев и Василий Синайский), гость на российской земле чрезвычайно редкий. Когда он окончательно покинул родные просторы, сейчас берутся сказать только историки, а количество его появлений в Москве или даже в родном Петербурге можно пересчитать по пальцам, причем по пальцам одной руки. Между тем на Западе, особенно в Центральной Европе, Бычков чрезвычайно ценим, причем не только за филигранные интерпретации отечественной классики (само собой разумеющиеся Чайковский с Рахманиновым, но также и Прокофьев с Шостаковичем), но — что более почетно для российского дирижера — и за свои трактовки австро-немецких авторов, в частности Рихарда Штрауса и Рихарда (же) Вагнера. Бычков не столь оптимистично-солнечный, как Василий Синайский, в нем, возможно, нет той же элегантности, что у его старшего коллеги Юрия Темирканова, и уж совсем он не склонен шаманить и ворожить за дирижерским пультом, как Валерий Гергиев, но это делает его не менее привлекательной фигурой, чем все вышеперечисленные маэстро. Он интеллектуал, вдумчивый и неторопливый, и вчитывается в музыкальный текст с такой тщательностью, которая вызывает восхищение. Прибавьте к этому солидный темперамент, совершенное знание всех оркестровых секретов и ясный, точный жест — и получается практически идеальный образ дирижера начала ХХI века.
В последние годы Бычков наведывался в Москву с симфоническим оркестром Западногерманского радио из Кельна — и, признавая мастерство дирижера и отдавая должное его трактовкам, едкие московские критики не отказывали себе в удовольствии попенять на весьма средний класс оркестра, который формально удовлетворяет всем техническим требованиям, но не способен поразить ни блеском, ни азартом. Российский национальный оркестр — совсем другое дело; у его музыкантов есть тяга к риску и умение действовать без оглядки не в ущерб качеству, поэтому вполне возможно, что с ним у Бычкова получится достойный диалог. В программе — два фортепианных концерта Шостаковича с неизбывным Денисом Мацуевым и Вторая симфония Рахманинова — прямо скажем, есть где развернуться дирижеру.
Российский национальный оркестр
Д. Шостакович, С. Рахманинов. Солист Д. Мацуев (фортепиано). Дирижер С. Бычков