Торжественное закрытие V Московского Пасхального фестиваля
О мероприятии
В Москву приезжает новосибирский скрипач-вундеркинд Вадим Репин.
Скрипач Вадим Репин для многих его поклонников – часть мифа о вундеркиндах, проявлявших необычайные способности с самых юных лет, не отрывавших от себя инструмент часами и начавших концертировать в тот момент, когда их ровесники только усвоили нотную грамоту. В данном случае легенда обросла новыми деталями. Рядом с новосибирцем Репиным рос Максим Венгеров – еще один чудо-мальчик, имя которого сейчас тоже произносят с придыханием. Через несколько лет оба оказались на Западе – климатические и социально-бытовые условия для вундеркиндов в России рано или поздно оказываются неприемлемыми. Оба завоевали видное положение в скрипичном мире и распрощались со звездным детством.
Сейчас их очень любят сравнивать друг с другом, обсуждая в кулуарах, у кого больше гонорары, кто выше котируется и прочие, не связанные с музыкой детали. Венгеров явно больше работает на имидж: он большой любитель покрасоваться перед публикой, рассказать пару баек из детства, сыграть на бис блестящую финтифлюшку, чтобы вызвать рев в зале и бурю оваций. Репин, по гамбургскому счету, больше занимается делом – то есть играет на скрипке. Он не стремится понравиться, потому что сознает всю свою силу, и если дарит публике что-нибудь виртуозное, то без самолюбования. В этом, наверное, и состоит его сибирский темперамент – эмоции бурлят в основном внутри, а их внешние проявления скупы. Поэтому, вероятно, его и называют главным продолжателем русской скрипичной традиции: он в равной степени виртуоз и мыслитель – без перекоса в какую-либо из сторон.
В Москве Репин бывает нечасто – и потому, что редко получает здесь предложения, достойные его статуса, и потому, что очень активно концертирует по всему миру. Последний раз его слушали на прошлогоднем Пасхальном фестивале с концертом Глазунова; критики тогда жалели лишь о том, что хронометраж этого сочинения – всего 25 минут. Сейчас он уделит московской аудитории больше времени – Первый скрипичный концерт Шостаковича длится целое отделение. Это совсем не easy listening: пятичастный цикл, один из сложнейших в скрипичной литературе за четыре столетия, изматывает солиста до последней возможности. Однако мало кто может сравниться с Репиным в том азарте, с которым он преодолевает все трудности этого опуса. Ровно через неделю после его выступления в Москву прибудет с сольным концертом Максим Венгеров – ему придется иметь дело с публикой, которую будет еще лихорадить от мощи и глубины репинского звука.