Томас Хиршхорн “Dancing Philosophy”
О выставке
Знаменитый, уважаемый художник Томас Хиршхорн известен не ценами на аукционах, а социально-ориентированными проектами. Он строит из мусора сложные инсталляции, которые называет трехмерной скульптурой.
Трудно в Москве найти лучшее место для социальной и политической критики, чем Art Banking Club.
Коллекция Частного банка «КИТ Финанс», постепенно раскрывающаяся перед нами на выставках в крошечном зале клуба, преподносит сюрприз за сюрпризом — кто бы мог подумать, что есть в России люди, приобретающие некоммерческое видео и даже диковатого Хиршхорна. Все-таки этот знаменитый, уважаемый художник известен не ценами на аукционах, а социально-ориентированными проектами, рассчитанными на самого простого зрителя.
Начинавший с коммунистами из группировки Grapus, Хиршхорн давно забросил шершавый язык плаката и рекламы и теперь играет с реальностью в гораздо более сложные игры. Не предавая убеждения, совершенствуя методы, распространяя протест на самые разные сферы жизни, он строит из мусора сложные инсталляции, которые называет трехмерной скульптурой. Его едва ли не самая знаменитая работа — «Памятник Батаю», который построили в 2002 году на «Документе-11» в совсем неблагополучном районе Касселя силами его жителей — бедных эмигрантов. Предполагалось, что они и будут основными потребителями проекта — чего-то среднего между социальным клубом и детской площадкой. Эмигранты вроде даже заходили в домики, смотрели телевизор, а вот библиотечка левой литературы пользовалась меньшим спросом. Еще более утопичен и совсем недоступен целевой аудитории был сделанный для богатой нью-йоркской галереи «Пещерный человек» — заполненное философскими книгами убежище из мусора.
«Дешевые трюки» Хиршхорна ни в коем случае не провокация и не только политический активизм — его творческий метод близок «искусству на коленке», которое делают «Синие носы». Художник, работающий не для музеев и престижных выставок, а для улицы и ее обитателей, несущий в народ политические идеи, уверен, что искусство должно быть сделано просто. Лауреат премий Марселя Дюшана (2000) и Йозефа Бойса (2004) использует любую выставку для того, чтобы сопротивляться реальности во всех видах. Он любит банальные дешевые материалы вроде скотча и упаковочного картона, вырезки, найденные предметы, куклы и манекены. Проект, который показывают в ABC, как многие другие работы Хиршхорна, построен на взаимодействии с манекенами. Двигаясь позади макетов человека и управляя ими, художник не оставляет в покое имена великих — вопросы «как танцевать Грамши?», «как танцевать Делеза?», «как танцевать Спинозу?» или «как танцевать Батая?» звучат комично, еще нелепее выглядят ответы — примитивная, принципиально необязательная пластика философских идей.
Увы, нет такого протестного искусства, которое не покупается и не продается. Это только кажется, что левые радикалы от искусства и богачи-коллекционеры — вещи несовместимые. На самом деле сделанное из сора искусство — не для бедных. Его создание — тем более приобретение и хранение — требует серьезных средств. А капитализм тем и силен, что готов приобретать даже направленные на себя любимого стрелы критики.