Сергей Ануфриев “Красная линия”
О выставке
Очередное явление бывшего председателя Клуба авангардистов народу происходит с левого фланга.
Ярчайший персонаж неофициального искусства Сергей Ануфриев поражает умением во всяком занятии доходить до пределов, но еще больше — талантом исчезать с горизонта и возвращаться в новом обличье.
Есть на нашем небосклоне светила относительно стабильные. Наблюдаются звезды стремительно восходящие, затем падающие, есть меняющие конфигурацию тоскливые точечки, которые без специальных приборов не разглядишь, не говоря уже о прикидывающихся чем-то натуральным лампочках (включили-выключили). Но ничего подобного Ануфриеву в этой галактике не найдешь: ослепляющий в близком контакте, он совершенно незаметен в отдалении, зато каждое новое явление этого незаурядного таланта происходит с треском и шумом. Не говоря уже о том, что без него, кажется, вообще ничего не происходит: Ануфриев отметился в художественной группе «Среднерусская возвышенность», участвовал в курехинской «Поп-механике», преподавал, снимался, участвовал и привлекался.
Почти вундеркинд, Сергей Ануфриев впервые выставился в 18 лет в легендарном апт-арте, на подпольных квартирных выставках. Закрытие этого блистательного явления случилось почти сразу после коллективного показа одесской школы. Поскольку не вошедшего в серьезные лета Ануфриева считают чуть ли не ее отцом-основателем, удивляться дальнейшей его карьере — почетному званию председателя Клуба авангардистов — не приходится. Равно как и тому, что по официальным кабинетам Ануфриев предпочитал ходить в красных колготках. Чтимый в родной Одессе едва ли не как основатель всего современного искусства, отвязный Ануфриев в Москве стал невозможно серьезным инспектором группы «Медицинская герменевтика».
К небольшой экспозиции прилагается теория не очень внятного паттернизма — прообраза художественного языка будущего, а самой выставке предшествует декларация художественной полиции. Поскольку «астральное поле мировой культуры ныне затянуто беспросветными свинцовыми тучами, герой нашего времени — художник, новатор, творческая личность — полностью запрещен и уничтожен во всех смыслах… всеми устремлениями правит лишь чистоган…. на Венецианской биеннале вместо корифеев нашего искусства показывают омерзительный гламур…», меры необходимы радикальные: «Чтобы достичь соответствия со своими представлениями, необходимо принципиально изменить положение в искусстве. Для этого паттернисты учреждают международную организацию “МУСАРТ” (западная версия Policeart или ART-Police), занятую расследованием всех правонарушений в культуре, ущемляющих художников, защитой прав художников, а главное — борьбой за их свободу и независимость от функционеров и денежных мешков».