Кармина Бурана или Колесо Фортуны
О спектакле
Сценическая кантата занимает в творчестве Карла Орфа особое место. Это произведение, обозначившее переломный этап в жизни композитора, стало для него “вторым рождением”.
Сценическая кантата занимает в творчестве Карла Орфа особое место. Это произведение, обозначившее переломный этап в жизни композитора, стало для него «вторым рождением„.
Рукописный сборник, заинтересовавший Орфа, был составлен около 1300 года, а найден в начале XIX века. “Бойернские песни„ (таков перевод слов “Carmina Burana„) являются памятником светского искусства эпохи Возрождения. В основном, это стихи странствующих поэтов-музыкантов, так называемых вагантов, голиардов, миннезингеров. Тематика сборника весьма разнообразна. Здесь соседствуют пародийно-сатирические, любовные, застольные песни. Из них Орф выбрал 24 стихотворных текста, оставив неприкосновенными старонемецкий и латинский языки.
Впервые “Кармина Бурана„ была исполнена в июне 1937 года во Франкфурте-на-Майне, начав триумфальное шествие по всей Европе. На протяжении шестидесяти лет она остается одним из самых популярных произведений в мировом репертуаре.
Чаще всего произведение предстает перед зрителем либо в концертном исполнении без участия танцующих артистов, либо как бессюжетный балет, исполняемый под фонограмму. Причин этому несколько. Во-первых, очень трудно соединить оперное и балетное искусство, столь близкие и столь далекие друг от друга. Во-вторых, для полновесного театрального спектакля требуется, как минимум, два акта. Найти же музыкально-сценическое произведение, органично сочетающееся с сочинением Орфа, чрезвычайно трудно. Все это и делает непростой сценическую “жизнь„ “Кармины Бураны„.
На красноярской сцене в концертном исполнении кантата прозвучала в декабре 1997 года, и уже тогда возник замысел сценической версии этого произведения. А. Полубенцев, выступив в роли режиссера и хореографа, создал оригинальную версию произведения под названием “Кармина Бурана, или Колесо Фортуны„, в редком для театра жанре мистерии. (Примечание: Мистерия (с греч. “таинство») — вид западно-европейского средневекового музыкального представления, в котором религиозная мистика сочеталась с житейским реализмом, где мирские песни и танцы сочетались с литургическими песнопениями.)
Сценическая постановка сочинения Орфа в Красноярском государственном театре оперы и балета является первой в России.
Мистерия в двух действиях подолжительностью два часа.
К. Орф