Алексей Каллима “Женская сборная Чечни по прыжкам с парашютом”
О выставке
Художник Алексей Каллима, как известно, свою лиру посвятил чеченскому народу.
Алексей Каллима, как известно, свою лиру посвятил чеченскому народу.
Непреходящая актуальность темы, как и статус местного уроженца, изучившего сюжет изнутри, обеспечивает страстный интерес и большое доверие к его творчеству. Отдельные граждане, познающие чеченскую жизнь с помощью Каллимы, всерьез считают «адидасовский» костюм народными одеждами жителей маленькой и гордой республики.
Паразитируя на соцреалистической традиции с ее непреходящим оптимизмом и неизбывным романтизмом, Каллима стал настоящим продолжателем дела Дейнеки на современном этапе. Военно-спортивный эпос, напоминающий истории о всегда готовых к труду и обороне советских гражданах, он излагает языком современным, в самую меру нагруженным рефлексией и аллюзиями, соединяя завлекательные сюжеты с забавными аттракционами на тему видимого и невидимого. В новом проекте, продолжающем успешную спортивную тему (картина про футбол получила государственную премию «Инновация», истории про фанатов демонстрировались в Российском павильоне в Венеции), ничего в темноте не светится, лишь колорит отдельных произведений напоминает о приборах ночного видения и заставляет задуматься о том, кто там разглядывает спускающихся с неба граций.
Художник, по обыкновению, настаивает на документальной подоплеке серии — вроде он даже в детстве жил рядом с аэродромом и видел нечто подобное. Может, конечно, и видел. Но в большой картине и многочисленных к ней эскизах трудно не увидеть отблески того, что было после отъезда художника из Чечни, не вспомнить об особом месте непорабощенных чеченских женщин в борьбе, и не только спортивной.