“Свадьба Фигаро” Моцарт
О спектакле
Именно в этом учебном спектакле оттачивают слаженность ансамблей и виртуозность арий студенты Консерватории.
"Свадьба Фигаро" – бессменное название в репертуаре Оперной студии Консерватории. Именно в этом учебном спектакле оттачивают слаженность ансамблей и виртуозность арий студенты Консерватории. Именно в Оперную студию гоняют преподаватели музыкальных школ учеников, изучающих оперу Моцарта в программе музыкальной школы. Но этот спектакль отличается от предыдущих новым подходом. Как и в прошлогодних "Дидоне и Энее", дирижер Дмитрий Зубов решил выучить с солистами и оркестром партитуру так, как она звучала в эпоху Моцарта, – в аутентичной манере. То есть оркестранты играют на старинных инструментах, следуя исполнительским правилам моцартовской эпохи (они сильно отличаются от современных). Поэтому главная интрига постановки заключается не в режиссуре и не в певцах-студентах, а в дирижерском подходе. Впервые в городе можно будет услышать хрестоматийную музыку примерно так, как она могла звучать на первых представлениях, и прочувствовать, чем она столь поразила современников.
Возможно, тем, что психологизм Моцарта граничит с точностью наблюдателя-клинициста. В этой опере "про любовь" рука об руку с эросом гуляет авторская эротика и по-свойски правит человеческую комедию. Не покидает чувство, что все герои — марионетки. Кукловод хоть и добрый малый, но гений, а гений ведь надчеловечен. Именно поэтому у него универсальный доступ ко всей полноте человеческого. Со снисходительной улыбкой наблюдает Моцарт пубертатный хаос Керубино, сдержанный климакс Графини, разнузданную андропаузу Графа Альмавивы, импотенцию Бартоло. Фигаро и Сюзанна не могут не выиграть у всех уже хотя бы потому, что на общем гормональном фоне они — единственные действующие лица, у которых с этим всё в порядке.
От оркестра требуются виртуозная гибкость, блеск и сила. При всей привычности "Свадьба Фигаро" – очень трудная партитура. Но можно быть уверенным, что "Один Оркестр" успешно ее озвучит. Год назад этот молодой коллектив под управлением Дмитрия Зубова мощно и тонко сыграл оперу Пёрселла "Дидона и Эней". При всей верности так называемому исторически информированному исполнительству Зубов очень неортодоксален. Некоторые слушатели и даже профессионалы (хотя после десятилетия Earlymusic в Петербурге таких стало гораздо меньше) думают про аутентистов, что они играют "просто ноты", а чувств не имеют. Если вы тоже пока так думаете, надо обязательно послушать эту постановку. Тем более что пройдет она под грифом "Прощальная премьера Театра Консерватории". С 1 января Театр оперы и балета имени Римского-Корсакова, как он гордо назывался много лет, вновь станет лишь подразделением вуза.