Николай Хорунжий “Синтез прекрасного”
О выставке
«Наука — это Хорунжий» — говорили коллеги. Его снимки «Сейсмологи», 1958г., (диплом на Всесоюзной выставке и на «Bifoto» ГДР), «На путях семилетки», 1960 г. (Золотая медаль, Белград), фотографии синхрофазатрона в Дубне, телескопов и антенн явились олицетворением эпохи «физиков и лириков». Не менее популярным оказался снимок с прозаическим названием «Новая квартира» (1960). Он стал поводом одновременно для политического разноса и «семейного скандала». Вслед за поэтом Маяковским, который в «Рассказе …
«Наука — это Хорунжий» — говорили коллеги.
Его снимки «Сейсмологи», 1958г., (диплом на Всесоюзной выставке и на «Bifoto» ГДР), «На путях семилетки», 1960 г. (Золотая медаль, Белград), фотографии синхрофазатрона в Дубне, телескопов и антенн явились олицетворением эпохи «физиков и лириков».
Не менее популярным оказался снимок с прозаическим названием «Новая квартира» (1960). Он стал поводом одновременно для политического разноса и «семейного скандала». Вслед за поэтом Маяковским, который в «Рассказе о вселении литейщика Ивана Козырева в новую квартиру» воспел «прохладный дождик-душ из дырчатой железной тучки», фотограф тоже сосредоточился на душе. Но вместо литейщика предпочел снять в ванне 17-летнюю девушку, силуэт которой виден из-за полупрозрачной занавески. Это деликатное «ню» стало яблоком раздора на выставке «Семилетка в действии». Для СССР тех лет съемка была неслыханно смелой. В то время как зрители восхищались «целомудренным подходом к сюжету», министр культуры Екатерина Фурцева приказала «порнографию» снять. Распоряжение, разумеется, выполнили, но при этом снимок был награжден Серебряной медалью выставки. В этом же году на фотовыставке в Белграде фотография «Новая квартира» получила Золотую медаль.
Отдельной темой выставки стали фотографии, сделанные автором в одной из командировок в Закарпатье в 50-е годы ХХ века. Кадры эти представляют большой интерес для сегодняшнего зрителя, являясь типичным примером съемки 50-х годов. В фотографиях, которые никогда не печатались ранее, прослеживается не только реальная жизнь города, но и положение в фотографии в этот период — строгая цензура происходящего за «железным занавесом». Сегодня этот город кажется нереальным, а его герои кукольными персонажами.
Надеемся, что творчество фотографа Николая Хорунжего поможет понять малоизученную страницу истории отечественной фотографии середины ХХ века.