Жорж Бизе “Искатели жемчуга”
О спектакле
Обладательница хрустально-чистого сопрано Анник Массис исполнит роль жрицы языческого храма.
В Московской филармонии в честь Года Франции в России идет опера Бизе «Искатели жемчуга».
В отличие от большинства опер, шедших в рамках оперного абонемента Московской филармонии, «Искатели жемчуга» не являются для столичной публики хитом и представлением из категории must see — о том, сколько музыкальных жемчужин в этой опере, осведомлены только меломаны со стажем. Впрочем, наличие этих жемчужин было совершенно неочевидно после того, как произведение Бизе поставили однажды в театре «Новая опера» — сценическое прочтение Романа Виктюка критика уничтожила, назвав худшим театральным произведением сезона. Произведение, по музыке ничуть не менее убедительного качества, чем хитовая «Кармен», отличает довольно ходульное либретто, в котором, как в доме Облонских, смешалось все — мотивы любви, мести, дружбы ревности, помноженные на курортные красоты Цейлона и таинственные языческие ритуалы. Для режиссера эта опера — действительно крепкий орешек, но поскольку в рамках концертного исполнения он не нужен, то можно просто наслаждаться музыкой, попутно заглядывая в программку, чтобы узнать, о чем, собственно, речь.
Как всегда по особым случаям, Филармония соберет на сцене интернациональную команду исполнителей, хотя в списке исполнителей на Бизе заметен крен в сторону представителей одной нации — как можно догадаться, французов. Главная звезда вечера и приманка для всех московских фанатов оперы — Анник Массис, одна из достойнейших певиц Франции, обладательница хрустально чистого и проворного лирико-колоратурного сопрано. Год назад она дебютировала в Москве с сольным концертом, который был чуть подпорчен травмой — в ночь перед концертом она поскользнулась и сильно ударилась головой о дверной косяк. Теперь Массис твердо обещала быть осторожней и предстать перед публикой в полном здравии, тем более что речь идет об одной из ее коронных ролей — молодой жрицы языческого храма Лейлы, которую осаждают своей любовью два лучших друга — Надир и Зурга. Их споют соответственно француз вьетнамского происхождения Филипп До и норвежец Ойдун Иверсен: оба — молодые, статные, с красивыми, породистыми голосами и необходимым для французской музыки шармом и разнообразием вокальных нюансов. Наконец, четвертую из имеющихся ролей — верховного жреца Нурабада — исполнит еще один француз, Жером Варнье, с наиболее скромным послужным списком среди участников, но при этом весьма радужными карьерными перспективами в родной Франции и за ее пределами благодаря своему звучному, объемному басу. За дирижерский пульт Национального филармонического оркестра России встанет итальянец Оттавио Марино — опытный музыкант во всем, что касается классических опер XIX столетия, он является креатурой Анник Массис, которую сопровождал в рамках ее прошлогоднего выступления: тогда он ювелирно точно выбирал для нее темпы и ловил в сложнейших каденциях, теперь же будет организовывать мудреную курортную историю. Ведь главное, чтобы примадонне было удобно — негласный закон оперного театра не изменился со времен Бизе.