Доктор Живаго
О мероприятии
Американцы снимали кино по роману Бориса Пастернака дважды: в 1965-м (знаменитый фильм Дэвида Лина с Омаром Шарифом) и в 2002-м (сериал с Кирой Найтли, недавно показанный по нашему ТВ). Картина Прошкина – первая российская экранизация “Доктора Живаго”. Дотошные литературоведы найдут в ней множество несовпадений с первоисточником, и поэтому титр “по мотивам романа Бориса Пастернака”, идущий …
Американцы снимали кино по роману Бориса Пастернака дважды: в 1965-м (знаменитый фильм Дэвида Лина с Омаром Шарифом) и в 2002-м (сериал с Кирой Найтли, недавно показанный по нашему ТВ). Картина Прошкина – первая российская экранизация “Доктора Живаго”. Дотошные литературоведы найдут в ней множество несовпадений с первоисточником, и поэтому титр “по мотивам романа Бориса Пастернака”, идущий перед каждой серией, принципиален. В центре 11-серийного фильма история жизни и любви врача Юрия Живаго на фоне исторических катаклизмов, сотрясавших Россию с 1905 по 1945 год. Сценарист Юрий Арабов немного изменил сюжетную канву и добавил второстепенных персонажей, например молодого хирурга, оперирующего раненого на фронте героя. Но все эти вымышленные лица идеально вписываются не только в пространство фильма, но и в интонацию романа Пастернака. А она как раз сохранена бережно и даже нежно. Стихотворения Живаго Прошкин с Арабовым вложили в уста женщин героя. Актрисы читают стихи так, как их сочиняют поэты – четко произнося каждое слово и почти не интонируя. Сам герой (Олег Меньшиков) читает их лишь однажды – в финале за кадром, и в его исполнении строчки оборачиваются реквиемом. Меньшиков, конечно, изумительный чтец.
У Прошкина получилось умное, тонкое и традиционное кино. Здесь нет ни гражданского пафоса, ни просящейся сентиментальности. Социально-политическая история в фильме сведена к возможному минимуму – это грустный фон, на котором развиваются взаимоотношения героев. Живаго мечется между двумя женщинами – женой (Варвара Андреева) и Ларой (Чулпан Хаматова). Лара – между тремя мужчинами: Комаровским (Олег Янковский), мужем (Сергей Горобченко) и Живаго. Фильм силен интонациями и деталями, на которых надолго задерживается камера, но даже подряд все серии смотрятся на одном дыхании. Спокойное и уютное поначалу повествование постепенно набирает темп и напряжение, а к финалу оборачивается трагедией.
В фильме задействовано больше 50 артистов, и каждая роль сыграна здесь ярко и очень плотно, история даже эпизодических персонажей считывается с экрана мгновенно. Янковский, ради роли Комаровского пожертвовавший принципом не сниматься в сериалах, играет вовсе не мерзавца-сладострастника, а умного, циничного и самого здравомыслящего из всех героев. Ироничный, красивый, старый, уродливый, нежный, влюбленный – все эти качества в его герое сосуществуют абсолютно гармонично. Меньшиков же сыграл здесь, пожалуй, лучшую свою кинороль. За исключением первых двух серий, где ему снова приходится изображать трепетного юношу, эта работа просто безупречна. Чем старше становится герой, тем убедительнее и сильнее играет актер. На протяжении фильма Живаго меняется до неузнаваемости, кажется даже, что его глаза становятся темнее, а сам он будто уменьшается в размерах. А когда в финале звучит пастернаковское “И в нем навек засело смиренье этих черт, и от того нет дела, что свет жестокосерд”, понимаешь, что Прошкин снял кино о человеке, который умел лечить людей, писать стихи и любить, а все это оказалось никому не нужным.