Lexus Hybrid Art
О выставке
Захватывающее и дорогое зрелище: трансформирующееся отражение на воде, светящиеся кристаллы, замысловатое «кривое» зеркало.
Очередная выставка «Lexus Hybrid Art», приземлившаяся в этом году в избавившемся (хочется надеяться, что навсегда) от меда Манеже, демонстрирует торжество технологий, путешествие по грани аттракциона, потрясающие представления, за которыми довольно тщательно скрываются тонкие переживания авторов, их тревоги об окружающей действительности, грандиозных трансформациях, которые переживает мир в начале ХХI века. На первый план выступает захватывающее и довольно дорогое — особенно на фоне суровой отечественной музейно-выставочной действительности — зрелище.
Один из самых успешных участников шоу, показывавший свои работы в славных музеях и на престижных фестивалях, Марко Брамбилла помогает перезагрузиться, отвлечься от унылой реальности. Живущего в Нью-Йорке итальянского художника, автора захватывающих инсталляций и футуристических фильмов волнуют не текущие события, а глобальные темы — сотворение мира, жизнь за его пределами, эволюция, превращения цивилизаций; в крайнем случае — переживания пилота «Формулы 1». На выставке показывают футуристический проект «Материализация/Дематериализация»: постоянно трансформирующееся отражение на воде выносит мозг и тело в иные пределы безо всяких усилий со стороны зрителя, который, по мысли автора, должен не просто потерять счет времени, но и ощутить прелести телепортации. Немного скромнее и много романтичнее выглядят светящиеся соляные, выращенные вокруг светодиодов, кристаллы голландца Дана Розенгарде. Несмотря на загадочное название и вызывающее сложные ассоциации имя автора, «Зеркало, перпендикулярное биссектрисе, проведенной между двух пар глаз» Юлиуса фон Бисмарка всего лишь превращает отражение зрителя в нечто неузнаваемое — и оттого еще более забавное для наблюдения. Еще более активного участия зрителя требует компьютерная игра «OCTOCLOUD» группы SuperUber (Лукас Вертхайн и Шахар Закс).
Вовлечение зрителя в интерактивные проекты не ограничивается компьютерными квестами и использованием способности отражаться в зеркале. Правда, место публики, как и при общении с классическим искусством, иногда оказывается на почтительном расстоянии, и просьба не трогать руками сложные хрупкие вещи становится все актуальнее. Что не мешает двум странным, находящимся в непрерывном диалоге структурам французского музыканта Давида Летелье подслушивать, накапливать информацию и реагировать на нее. Вспомнить, с чего новые технологии начинали свой путь в искусстве, помогают классические «Монстротени» Филиппа Уортингтона. На фоне сложных систем зеркал, чутких датчиков, глубоких мыслей и прорывов в неведомое дипломная работа юного автора, в которой он превращал сделанные из пальцев тени в мультяшных чудовищ, смотрится трогательной и забавной шуткой. Оценить ее смогут даже любители меда, до сих пор по привычке забредающие в Манеж.