Марк Ротко “В неведомый мир”
О выставке
На картинах Ротко многие видят красивые прямоугольники, а должны бы испытывать религиозный экстаз.
На картинах Ротко многие видят красивые прямоугольники, а должны бы испытывать религиозный экстаз.
Марк Ротко (1903—1970) отказывался признавать себя «абстракционистом», отрицал интерес к формальным основам искусства. Глубокая уверенность в том, что только цвет способен передать важнейшие человеческие чувства и эмоции, заставила его отказаться от всех других выразительных средств.
В первую очередь — лживого, насквозь искусственного рисунка. Продолжатель дела Кандинского и Матисса писал
не о простоте форм, а о духовном в искусстве. Льющийся с его картин нездешнего происхождения свет свидетельствует о существовании иных миров.
Подлинный интеллектуал, Ротко наполнял свои большие (чтобы, приблизившись, зритель оказывался буквально внутри них) полотна переживаниями Ницше, Шекспира,
Библии. Пытаясь писать просто о сложном, не учитывал богатый опыт тех, чей отзыв сводится к «и я так могу». Обещанные художником путеводные нити — в названиях — в результате оставлены лишь к немногим работам. Один из самых важных и дорогих (в прямом смысле слова) художников ХХ века — уроженец Российской империи, еврей
из Двинска (нынешнего Даугавпилса). Накануне Первой мировой, в бессознательные еще годы, очень вовремя для сохранения жизни, здоровья и возможности свободно заниматься творчеством он покинул родину. Учился, работал и, сократив непроизносимое «Маркус Роткович» до приемлемого на новой родине вида, стал уважаемым гражданином Соединенных Штатов.
На не очень большой выставке в «Гараже» представлен лучший период художника, когда была уже найдена формула холста, разделенного на размытые, свободные от диктата линии четырехугольники. Тринадцать произведений из галереи PaceWildenstein проводят от первых «мультиформ», составленных из слишком еще большого числа элементов, к классическим произведениям, сделанным во второй половине 1950-х — 1960-е годы, в том числе эскизам к знаменитым монументальным сериям. И завершаются одной из последних работ «серой и черной» серии предсмертного 1969 года. Но финал был сделан не в темных тонах. Свидетельствующий о существовании иной
реальности цвет Ротко пролил и на свою смерть — красная картина, красная кровь, так до конца и не расшифрованное послание.