Дуэль
О спектакле
В рамках фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит»: Новокузнецкий драматический театр. Надо ли говорить, почему повесть Чехова «Дуэль» занимает в его творчестве особое место?
В рамках фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит»: Новокузнецкий драматический театр. Надо ли говорить, почему повесть Чехова «Дуэль» занимает в его творчестве особое место?
«Светлая и милостивая, добрая и трогательная», по определению Бориса Зайцева, она была написана в 1891году, после поездки Чехова на Сахалин. После ужасающих картин преступных нравов, нищеты и несправедливости повесть словно берёт некий духовный реванш и открывает сердце писателя навстречу мирной захолустной жизни вблизи моря и солнца. Чехов снова поражён тем, как «хорош Божий мир, одно только не хорошо: мы». Он показывает, что внутренний хаос, эгоизм и неумение ценить свою и чужую жизнь способны уничтожить человеческую личность с не меньшей беспощадностью, чем катаклизмы действительности.
Спектакль передаёт и преображает эти коллизии. Сквозной темой в нём становится драматичная история духовного заблуждения Лаевского, в погоне за призраками разрушающего и свою жизнь, и жизнь соблазнённой им женщины. Евгений Любицкий с фантастической степенью самоотдачи и выразительности передаёт всестороннюю деструкцию своего героя. В своей маниакальной слепоте и ненависти к женщине он становится всё более растерянным и нервным, совершенно неспособным трезво оценить окружающих, всё больше говорит, всё неразборчивее пьёт… При этом он добр, мягкосердечен, мучительно страдает от ненависти фон Корена. Артист мастерски меняет пластический облик своего героя: от естественности движений к их скованности, деформированной скорёженности силуэта. После кульминационной сцены грехопадения своей спутницы Лаевский так потрясён и раздавлен, что на дуэли присутствует какая-то жалкая его тень. Перед нами жертва. Но жертва не фон Корена, а собственных заблуждений. Поистине трагическое прозрение Лаевского артист завершает обретением его человеческого смиренного лица. В изысканно прекрасном финале этой пластической партитуры — танцевальный дуэт поверженных на колени, но духовно воскресших Лаевского и Надежды Федоровны. Они обрели свою правду — в любви, смирении и терпении. Музыкальная партитура не уступает по красоте и печали, включая и соло виолончели, и «звук лопнувшей струны».
Спектакль пройдет 20 мая в 15:00, Малый зал театра «Красный факел».