Милосердие
О спектакле
На гастролях в Москве – одна из лучших нью-йоркских трупп.
В 1994 году два солиста Балета Элвина Эйли — Дуайт Роден и Дезмонд Ричардсон — покинули знаменитую афроамериканскую труппу, чтобы начать свое дело — и дело это им вполне удалось.
Роден сделал себе имя как хореограф, Ричардсон как танцовщик-звезда — впрочем, что рассказывать, они уже приезжали восемь лет назад на гастроли (уфф, как тогда только двери в Театре эстрады не снесли!) и не так давно успели отметиться и в высшей балетной лиге: Роден поставил для Дианы Вишневой одноактовку «Повороты любви» (в программе «Красота в движении»), Ричардсон был первым ее партнером в этом балете. Программу показали в Москве, она вошла в репертуар Мариинки и была награждена «Золотой маской». Теперь в составе Complexions пятнадцать артистов из разных стран мира — от Грузии до Японии, но стиль задан основателями и остается прежним: образцовый черный модерн.
На этих гастролях в Музыкальном театре Complexions покажут три одноактовки последних лет и набор миниатюр (программа варьируется по дням). Самая «старенькая» работа, «Вспышки гнева» на музыку Иоганна Себастьяна Баха, относится к 2006 году, самая свежая, «Милосердие», для которой Роден нарезал салат из Майкла Мюррея, Стива Райха и Ханса Циммера, — к году 2009-му. Между ними — «Восхождение», что сделано на год раньше «Милосердия» (в фонограмме — U2). То есть нам привозят текущую хронику, позволяя отслеживать жизнь труппы в реальном времени.
«Милосердие» было посвящено памяти Патрика Суэйзи, который дружил с Роденом и Ричардсоном (под патронатом кинозвезды проходили гастроли Complexions по миру). 35-минутный балет выстроен как молитва — с монументальной скорбью кордебалета, с патетическим жестом жертвы. Нет отсылок к конкретной религиозной традиции — есть просто обращение к высшей силе; печаль, отчаяние и смирение прописаны застывающими волнами образцово настроенных мускулов.
Одноактовка, поставленная в этот вечер второй, — «Вспышки гнева» — создает живой контраст сумрачному настроению первой. Вся она полна вихревого движения, солисты вылетают и исчезают немедленно, дуэты обмениваются парой танцевальных фраз и испаряются со сцены. Азарт, страсть и немного профессионального кокетства: я могу еще быстрее! А я — еще! Те зрители, что не являются завсегдатаями филармонии, с изумлением выясняют, что Бах был композитором весьма бодрым и даже заводным, провоцирующим на то, чтобы подпрыгивать в такт. Последний же небольшой балет, «Восхождение», иллюстрирует песни U2 — если не буквально сюжет, то интонацию, ритм, настроение. При этом американские рецензенты пишут про «улыбки», «открытые ладони» и «простую радость», которую вселяет шоу. Ну, простота не обязательна, а радость — что ж, сверим впечатления.