- Страна
- Россия
- Режиссер/Постановщик
- Алексей Учитель
- Длительность
- 110 мин.
- Премьера в мире
- 9 сентября 2010 г.
- Премьера в России
- 23 сентября 2010 г.
- Бюджет
- $11 000 000
- Сборы, в мире
- $5 380 142
- Сборы, в России
- $5 132 354
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Машинист Игнат (Владимир Машков), испытывающий нездоровый интерес к быстро двигающимся составам, до Второй мировой водил паровоз «Иосиф Сталин»: поставил на нем рекорд скорости, разбил машину и заработал контузию. Во время войны он пересел в танк и триумфально доехал до Рейхстага. После войны Игната отправляют в поселок с говорящим названием Край, где он, в отличие от сосланных за разные провинности жителей, находит, чем себя занять: заводит роман с отзывчивой Верой (Юлия Пересильд), гробит еще один казенный паровоз и находит на заброшенном острове новый — на замену. К паровозу прилагается одичавшая девушка Эльза (Аньорка Штрехель), дочь немецкого инженера, последние пять лет скрывавшаяся в лесу. Игнат везет ее с собой в деревню, селит к Вере и опять окунается в мир гаек и шестеренок. У местных вскоре возникают к нему вопросы и претензии — им-то известно, что будет, если кто-нибудь сверху узнает о возвращении немки в Край. Вывести универсальную формулу национального кинохита режиссер Алексей Учитель пытается еще с начала нулевых, и ему это уже удавалось в «Прогулке» («Я шагаю по Москве» плюс новая искренность) и в «Космосе как предчувствии» (Юрий Гагарин плюс триллер) и совсем не удалось в «Пленном» (болезненная чеченская тема, извлеченная из двусмысленного гомоэротического рассказа Маканина). «Край», созданный в творческом союзе с генеральным директором Первого канала, наиболее близок к желанному жанровому идеалу, но и выглядит наиболее нелепо. Недоумение вызывает Машков, снова призванный исполнить роль отечественного сверхчеловека. Накачанный, как камазная шина, он вечно перепачкан грязью и ходит исключительно топлес до самого снега. Еще один важный герой фильма — бурый медведь, символизирующий опасные силы природы. Его, впрочем, быстро превращают в элемент экодекора. Для написания музыки из-за границы был специально выписан Дэвид Холмс, композитор «Одиннадцати друзей Оушена», человек, далекий от русского колорита, — в итоге вполне платоновская история симбиоза русского человека с паровой машиной озвучена типичным голливудским симфо-саундтреком. Не совсем обычным для кино о послевоенных тяготах способом используется у Учителя и техника — Игната отправляют в Край поднимать с колен Родину, он же озабочен только своими успехами в паровозном спорте. К финальной гонке на локомотивах уровень комизма достигает уже цирковых высот. Игнат, само собой, побеждает, ликующие жители поселка смотрят на него уже как на друга, наступает счастливый конец. Никогда еще кино Учителя не было так близко к народу!