О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
В областном детском доме активно работает мафия по усыновлению детей. В обход официальных инстанций ушлая тетка Жанна Аркадьевна направляет в детдом жаждущих полноценного семейного счастья бездетных итальянцев. Денежки исправно капают ей в карман, процент уходит на водку для директора заведения, а детишки уезжают в теплую Италию и живут себе там долго и счастливо.
В самом детдоме в общем и целом царит вполне человеческий дух, старшие воспитывают младших, директор неумело, но и незло пытается установить подобие порядка, подросшие воспитанницы зарабатывают проституцией, но остаются милыми и добрыми девушками. Быт убогий, порядок установлен по понятиям, но жить по этим понятиям возможно. Так продолжается до тех пор, пока готовящийся к отъезду в Италию шестилетний мальчик Ваня Солнцев (Коля Спиридонов) не решает найти свою биологическую мать. Для этого парень научился читать, залез в сейф за личным делом и отправился тайком во взрослую жизнь искать маму, поставив на уши бизнесменшу Жанну, ее водителя и директора.
История о приключениях Вани снята Кравчуком как бы скрытой камерой на чуть выцветшую пленку. Детский голосок мальчика в гулком хоре взрослых как будто разрезает пространство, заставляя прислушаться и улыбнуться. Чем ближе Ваня к желанной цели, тем ярче и контрастнее становится картинка. Коля Спиридонов, трогательный глазастый мальчишка – отличный пример детской органики, которая зачастую и “вытаскивает” подобные фильмы. Но здесь надо отдать должное Кравчуку, окружение у маленького артиста вполне достойное. Никто не впадает ни в трагедию, ни в пафос, ни в истерику. Все взрослые (а их здесь немало, и по большей части это эпизодические персонажи) играют как бы на полутонах: тихие голоса, полуулыбки и абсолютно “живая”, не утрированная киноинтонация.
В малобюджетном фильме Кравчука “беднота съемочного процесса” обыграна и сценарно, и визуально. Серый мир, серые одежды на детдомовцах, провинциальное захолустье, пара домов и электричка, дорогая шуба на бизнесменше, ее же джип – вот и вся декорация к истории. Но этого видеоряда вполне достаточно, и именно лаконичность превращает потенциально душещипательную историю типа “мамы для мамонтенка” в совсем не слезливую и не дидактическую драму о том, что мир вокруг не так уж плох и в нем всегда есть место чуду, в которое, правда, способны поверить только дети.
Эта тихая драма уже получила Гран-при Берлинского кинофестиваля детских фильмов, но “Оскар” картине вряд ли дадут. Девять лет назад (а это совсем немного) американские академики уже отдали статуэтку чешскому фильму “Коля” о приключениях маленького мальчика, и сейчас они скорее всего предпочтут камерной истории что-то помасштабнее. Зато в картине Кравчука нет гипертрофированных ужасов о жизни российских сирот – быт убог, жизнь не прекрасна, но вполне выносима. По крайней мере, слишком сильно жалеть нас не будут. И это хорошо.