Аннетт Мессаже “Вымыслы, искушения, манипуляции”
О выставке
Выставка знаменитой французской феминистки, склонной к шуткам и спиритуализму.
Аннет Мессаже утверждает, что обрела свой собственный путь в искусстве в тот момент, когда наткнулась на мертвого воробья на парижской улице в 1971-м.
Первая инсталляция знаменитой французской художницы представляла собой «коллекцию» мертвых воробьев. Для них были пошиты специальные одежды, создан специальный алфавит из перьев. Художница даже называла своих мертвых питомцев в полном согласии с заветами титанов эпохи Просвещения.
Московская выставка Аннет Мессаже должна вызвать массу ассоциаций со специфически российскими культурными реалиями. Придется вспомнить о долгосрочном и неизбывном сюрреализме, мутном и тяжеловесном, в Европе давным-давно забытом на обочине главной магистрали художественного прогресса. Но отечественный сюр оставался всего лишь безобидной игрой с культурными символами, а Мессаже с галльской последовательностью составляет отчеты о своих погружениях в области подсознательного. А если посмотреть на серию «Линии руки», придется вспомнить и родной московский концептуализм: французская художница сопровождает свои хиромантические изыскания длинными витиеватыми текстами.
Кстати, и «персонажного автора», как говорят, изобретенного Ильей Кабаковым, придумала в свое время Мессаже. Она первая представилась Практичной женщиной, Коллекционером, Коробейником. И — обыгрывая лексическое значение своей фамилии (Messager) — Посланником, Вестником. Но для художника современного важно отстранение от созданного персонажа. Наверное, поэтому ее графическая серия «Тысяча подписей» заканчивается изящной конструкцией из фаллосов.
Мессаже не устает повторять, что ведет свое происхождение из цветастой студенческой революции мая 1968-го. Оттуда, видимо, и идет ее пристрастие ко всяким помоечным тряпочкам, старым куклам, волосам, чучелам животных — то есть хипповским фенечкам. К событиям веселого 1968-го восходит и феминизм Аннет Мессаже. Поначалу она выступала в борьбе за женские права очень радикально — преследовала мужчин на улицах, фиксируя только штаны в области ширинки. Но этим дело не закончилось, к счастью. Довольно быстро Мессаже покинула поля битв с засильем фаллократов, открыв зрителям сокровенный Женский мир, с его страхами и радостями, причудами и метафизическими откровениями.
И именно в этом качестве и преуспела, став первой женщинойхудожницей, которая не только попала в национальный павильон Франции на Венецианской биеннале 2002 года, но и получила за свою инсталляцию «Казино» «Золотого льва». Главным героем там был Пиноккио, состоящий в несомненном родстве с Гнилыми Буратинами, выведенными Владимиром Сорокиным. Встреча со злосчастным деревянным человечком предстоит и московским зрителям. И есть все основания предполагать, что на этот раз он не будет так сильно мучиться, как в Венеции, а станет блаженствовать на порхающих в воздухе мягких подушках.