Призраки
О спектакле
Kомедия о призраках реальных и выдуманных поставлена Евгением Писаревым на сцене МХТ им. А. П. Чехова.
Комедия Эдуардо де Филиппо, 1946 года, вряд ли прельстит режиссера, считающего себя продвинутым. То есть остервенело разоблачающего пороки джентльменов отнюдь не из общества, а исключительно из маргинальных его слоев. Однако Евгений Писарев, упорно не поддающийся общему ажиотажу поиска в человеке богопротивного, снова поставил добрый, местами смешной, местами грустный и изысканно зрелищный спектакль. Для здоровых детей до и после 25. Супругам удается снять громадный особняк за смехотворную цену с единственным условием: громогласно опровергать слухи о том, что в особняке водятся призраки. Да вот только присутствие «призраков» муж Паскуале (Игорь Хрипунов) ощущает на каждом углу. Вопрос, призраки ли это (слишком уж у него жена аппетитная), — главная интрига домашней фантасмагории. Однако за смешными нелепостями у персонажей, не сумевших решить свои проблемы в реальности, подсознательно возникает потребность веры в призрачный, иллюзорный мир. Режиссер не стал «поддавать итальянского колориту», ограничившись несколькими изящными аллюзиями. Так, в Паскуале-Хрипунове легко и радостно узнается знаменитый итальянский комик Тото. Виталий Егоров, фактурно превосходящий живого итальянца по части стереотипного представления о живом итальянце, играет почти чеховского героя-любовника. Кристина Бабушкина не жалеет красок для карикатурной итальянской madre di famiglia, которая появляется к концу, неоправданно долго поет дурным голосом и создает пробку на пути движения сюжета. Зато каждый выход на сцену органично забавных Александра Семчева и братьев Панчиков всякий раз оживляет зал надеждой улыбнуться и надежды не обманывает. Легкую средиземноморскую сентиментальность придает действию живой оркестрик посредством «Чучареллы» — итальянского хита 50-х. Жизнь, в которой любят, боятся, воруют, изменяют и каются персонажи, сценограф Зиновий Марголин поселил на парящих в пустоте балконах с причудливыми решетками. А художник по свету Дамир Исмагилов точно поддерживает баланс между призрачным и реальным миром. Стильная декорация, ничего не скажешь.
Несмотря на явные актерские удачи и задушевную атмосферу спектакля, «Призраки», конечно, не дотягивают до предыдущих хитов Писарева — «Одолжите тенора» и «Конька-горбунка». Возможно, потому что режиссер слишком всерьез «обосновывает» реальность анекдота, легко рассказанного де Филиппо. Но все же в компании этих «Призраков» приятно просто провести время. И послевкусие, как после многих спектаклей Писарева, — ваниль с корицей.