Зинаида Серебрякова. Парижский период
- Участник
- Зинаида Серебрякова
О выставке
Живопись и графика, созданная художницей после отъезда из СССР.
Чувственные обнаженные и просто девушки с задумчивыми огромными глазами — причем и в тех, и в других нередко узнается дочь художницы Екатерина, — сделали стиль Серебряковой безошибочно узнаваемым. Стиль этот одних прельщает, других оставляет равнодушными из-за повторяемости приемов. Можно, наконец, совсем дистанцироваться от манеры и просто помнить, что Серебрякова не просто из мирискусников, но родственница семьи Бенуа и дочь Лансере. Третьяковка не показывает на нынешней выставке хрестоматийный автопортрет «За туалетом» — тут все после 1924-го, когда жизнь дала трещину и художнице пришлось уехать во Францию. Как оказалось, навсегда. Ее французский период известен хуже дореволюционного, а нынешние вещи (включая рисунки детей — Александра и Екатерины) из собрания парижского Fondation Sérébriakoff на родине и вовсе еще не видели.
Тут и томные ню — смотреть не пересмотреть — в том числе триптих «Баня» как апогей, вот уж где праздник любителям обнаженки. И марокканский цикл с цветными нарядами мужчин и женщин с детьми. И пейзажные зарисовки, улочки, площади и зеленые кущи которых просятся на открытки. На открытки просятся и ее натюрморты — в тех, правда, за любованием снедью да цветами остается совсем мало самобытности. Пейзажи с архитектурными красотами, дворцовые, усадебные и замковые интерьеры, переведенные в рисунки Александром и Екатериной Серебряковыми, тоже напоминают открытки. Но тут уже не размашистая поэтичность, а «бисерный почерк», не пренебрегающий ни одной деталью.
Иллюстрация: З.Е. Серебрякова. Сидящая марокканка. 1928. Фрагмент. Собрание Fondation Serebriakoff