Открытие сезона
О спектакле
На фестивале Российского национального оркестра прозвучит “Золушка” Россини – блестящая музыкальная версия сказки Перро.
Казалось бы, какой сюжет может быть более подходящим, нежели «Золушка»? Каноническая история о замарашке, ставшей благодаря своей добродетельности и чистоте принцессой, в оперном формате должна была бы обрести совершенство формы — здесь есть и волшебство, и интрига, и контрастные характеры — в общем, все, что нужно для первоклассной оперной истории. Но своего музыкального триумфа «Золушка», написанная в 1697 году, дожидалась сто двадцать лет — пока в 1817 году не увидела свет рампы одноименная опера Россини. Впрочем, сам автор был бы несколько удивлен и наверняка раздосадован тем, как обошлись с его сюжетом — по требованиюдирекции театра из истории были изъяты все волшебные элементы (то есть фея-волшебница, тыква-карета и т. д.), да и колоритную мачеху заменил брюзгливый и прижимистый отчим. В итоге Анжелину (так зовут главную героиню) приглашает на бал советник принца, ищущий ему невесту, в полночь она, просто как приличная девушка, возвращается домой, а принцу оставляет не хрустальную туфельку (вероятно, таковых не нашлось в обувном цехе римского театра), а один из парных браслетов. Сильно препарированная сказка на оперной сцене имела громовой успех. При этом не сказать, чтобы на эту оперу Россини было бы легко найти хороший состав: у исполнительницы главной роли должно быть подвижное, привычное к прихотливым россиниевским узорам меццо-сопрано, принц (естественно, тенор) обязан не моргнув глазом брать все верхние ноты, а басам (слуга принца Дандини и тот самый ворчун-отчим Дон Маньифико) помимо блестящего вокала надлежит еще и демонстрировать актерскую непринужденность и комический талант.
Три года назад такой состав нашли для Теодора Курентзиса и оркестра Musica Viva: сборная певцов из Италии, Великобритании и России подарила переполненному Большом залу Консерватории три часа упоительного вокального счастья. Сейчас нечто подобное организуют для Михаила Плетнева, причем из команды певцов образца 2006 года сохранился один «игрок» — роскошный итальянский бас-баритон Паоло Бордонья. Остальные — главный итальянский специалист по комическим басовым партиям Бруно Пратико, молодая и, как говорят, подающая большие надежды меццо-сопрано Серена Мальфи и звонкий россиниевский тенор Антонино Сирагуса плюс несколько достойных исполнителей второстепенных ролей. Самое интересное — как распорядится оперой Россини Михаил Плетнев, никогда ранее итальянским бельканто не дирижировавший, — скорее всего, отдаст на откуп приезжим певцам-весельчакам, для которых музыка «Европы баловня — Орфея» — хлеб насущный.