"Средство Макропулоса" Яначек | Театр | Time Out

“Средство Макропулоса” Яначек

“Средство Макропулоса” Яначек

О спектакле

“Средство Макропулоса”, в постановке известного британского режиссера Грэма Вика, разыграно в подчеркнуто экспрессионистских декорациях

Одна из поздних опер Леоша Яначека, написанная по пьесе Карела Чапека, в России известна благодаря постановке «Геликона», которой несколько лет назад дирижировал сам Геннадий Рождественский. Валерий Гергиев с репертуарными редкостями обходится осторожно: сначала следует испытательный срок — несколько концертных исполнений, и только в следующем сезоне, если все сложится удачно, — полноценная постановка. Миниатюрная трагедия Яначека не исключение: после успешных «проб» на фестивале «Звезды белых ночей» театр обзавелся и ее сценической версией. В последнее десятилетие жизни, уже после венской премьеры своего главного хита — оперы «Енуфа» (которую в Мариинском ставил Василий Бархатов), знаток аутентичных прелестей чешского фольклора Леош Яначек увлекся радикальными музыкальными экспериментами модернистов. И хотя композитор не стал апологетом атональности подобно Шенбергу, гротескный и злободневный эскиз Чапека ему удалось погрузить в атмосферу экспрессионистской музыкальной сказки для взрослых. Сюжет оперы предельно театрален: это своего рода женский вариант «Портрета Дориана Грея», только главная героиня здесь — оперная дива. Выпив в 16 лет эликсир вечной молодости и красоты (открытие ее отца, греческого врача Макропулоса), героиня обрекает себя на бессмертие — нужно просто продолжать потребление снадобья. Вот только счастья ей вечная жизнь не приносит, оборачиваясь страданиями. Так неприхотливая фантастическая басня Чапека у Яначека превращается в подлинную трагедию. Приглашенный для постановки оперы британец Грэм Вик в Европе считается представителем первого режиссерского эшелона. Он уже успел поработать и в России: в Большом театре выходила его «Волшебная флейта» Моцарта — с черными автомобилями «Волга» и героями в милицейской форме. Впрочем, Вик если и визионер, то умеренный. При всей любви к эффектным социальным метафорам и поп-сюрреалистскому декору в стиле Уорхола, британец знает, когда остановиться, и вкус его почти не подводит.  

Билетов не найдено!

Закрыть