Симфонический оркестр Мариинского театра
О спектакле
В Москву приезжает симфонический оркестр Мариинского театра с неутомимым Валерием Гергиевым.
Мариинских оркестрантов в глаза и за глаза называют героями — это особая каста людей, которым хочется дать весьма специфические, но очень красноречивые характеристики: они в огне не горят и в воде не тонут. Такого графика, который есть у оркестра Валерия Гергиева, больше нет ни у кого: сотня бесстрашных музыкантов по несколько раз за сезон огибает земной шар в различных направлениях, им нипочем ни часовые пояса, ни разные климатические зоны, ни количество концертов, половина из которых играется практически «с колес» — то есть прямо по приезде из аэропорта или с вокзала.
Конечно, качество этих концертов не всегда бывает равноценным — зубастая столичная критика уже привыкла корить гостей из Петербурга за «крупный помол» и отсутствие должного уровня на каждом отдельном выступлении — но это исключительно потому, что в свои лучшие моменты Мариинка может звучать совершенно бесподобно. Все, кто попадал на лучшие концерты Гергиева и его команды, знают, что это такое, когда Мариинский оркестр «в ударе» — невероятная энергетика в зале, дивный звук струнных, бесстрашные соло медников и ощущение абсолютного счастья у каждого слушателя. Когда оркестр играет по двадцать концертов за две недели в рамках Пасхального фестиваля, то шансы на удачу, как ни странно, несколько падают — в желании осчастливить всю страну своими выступлениями Валерий Гергиев подчас делает расписание слишком экстремальным. А вот в случае разовых приездов может повезти — как сейчас, когда оркестр заявляется в Московскую филармонию без какого-либо серьезного повода.
Программа сентябрьского выступления довольно изысканна: здесь двое представительных солистов (скрипачка Анна-Софи Муттер и пианист Денис Мацуев) и амбициозный набор имен — от Чайковского до Губайдулиной. При ближайшем рассмотрении понимаешь, что на такой ассортимент произведений мог отважиться только Валерий Гергиев: сначала прозвучат «Метаморфозы» Рихарда Штрауса, сложнейший опус для 23 солирующих инструментов, затем будет раритетный Второй скрипичный концерт Софьи Губайдулиной. После антракта — фрагменты из балета «Конек-Горбунок» Родиона Щедрина, ну а после этого — всенародно любимый хит (Первый фортепианный концерт Чайковского) со всенародно любимым пианистом.