“Встреча двух миров”. Из коллекции Renault Art
О выставке
Правильные корпорации поддерживают художников и собственные капиталы.
Началось все с того, что на должность штатного фотографа компании еще в конце тридцатых пригласили фотографа Робера Дуано. Кадры производственной съемки и созданные этим замечательным фотографом рекламные образы составили целую главу в истории мирового фотоискусства. Но однажды руководители флагмана французского автомобилестроения решили, что художникам нужны не только деньги, но и техподдержка. Например, швейцарец Жан Тэнгли в шестидесятых начал собирать немыслимые самодвижущиеся конструкции из найденных на помойках деталей автомобилей и других технических приспособлений.
И однажды его постигло высшее счастье — его позвали на завод «Рено», приставили к нему лучших инженеров и механиков, которые с большим воодушевлением принялись воплощать в материале самые безумные проекты. Результат этой совместной работы можно увидеть в залах Центра Помпиду, где меланхолически вращаются огромные колеса инсталляции под печальным названием «Реквием мертвой девушке». Относительно потребительских качеств автомобилей «Рено» могут быть разные мнения. Но так или иначе следует учитывать тот факт, что созданная на заводах «Рено» конструкция бесперебойно работает с того самого 1967 года, когда была передана в дар совсем еще новому тогда музею современного искусства. Другой молодой художник, француз Арман, в те времена тоже лазил по помойкам, собирал всякие отходы, из которых прессовал так называемые аккумуляции. Компания «Рено» пригласила молодого и тогда еще никому особо не известного гения — и предоставила ему возможности, о которых тот не мог и мечтать. К сожалению, ни одна из созданных в сотрудничестве с компанией «аккумуляций» в Москву не привезут; хотя мы увидим картину, созданную из отпечатков различных молотков и шестеренок. Зато дети малые, а также их родители и прочие любители модернизма смогут вволю насладиться действующим мобилем Жана Тэнгли. Этим категориям зрителей придутся по вкусу также и массивные картины-скульптуры Жана Дюбуффе, которым будет отведен целый зал Нового Манежа. А также весьма внушительная картина-коллаж классика поп-арта Роберта Раушенберга. Увы, столь высокий художественный пафос автогиганту удержать не удалось, поэтому придется полюбоваться и на картины исландского художника Эрро, который может поспорить по части изобретательности с нашим Никасом Сафроновым.