Паяцы
О спектакле
Постановка, в которой главное действующее лицо – любовь, будет представлена в концертном исполнении.
Красноярский театр оперы и балета дает первую премьеру XXXIII-го сезона.
Непревзойденную оперу Руджеро Леонкавалло уже оценила публика в Железногорске в финале предыдущего сезона, когда состоялась аванпремьера. Представление прошло с бурными овациями. Зрители откликнулись на визит артистов очень горячо — звонили в театр, просили вновь организовать гастроли, с той же оперой. Их восторг объясним, ведь композитор в своем произведении воплотил три главных закона театра — «Заинтересовать, поразить, растрогать». Опера «Паяцы», в которой пели величайшие исполнители (Энрике Карузо, Титто Руффо, Пласидо Доминго) входит в число мировых шедевров.
В основу сюжета легла реальная история. Артист бродячей труппы (Канио) из ревности убивает свою жену (Недду) и ее любовника Сильвио. Настолько сильны оказались его страсть и желание обладать любимой женщиной! Подлинная жизнь врывается на сцену, и веселое представление неожиданно заканчивается трагедией.
«Эта реальная история коснулась семьи самого Леонкавалло: его отец был судьей в округе, где разыгралась драма, — рассказывает дирижер Красноярского театра оперы и балета Александр Косинский. — А прототипом убитого любовника Сильвио стал человек, служивший в доме Леонкавалло. Так под пером Леонкавалло родилась опера нового жанра — веризм, где события максимально приближены к жизни, страсти накалены до предела, действие очень динамично, и драма жизни и смерти героев развивается в течение нескольких часов».
По мнению Александра Косинского, смущаться того, что музыкальное произведение будет представлено в концертном исполнении, не стоит. Красноярский театр оперы и балета обращается к стандартной практике крупных российских и европейских театров, когда по разным причинам нет возможности подготовить сразу несколько новых спектаклей. Однако, несмотря на то, что опера представляется в форме концерта, ее можно считать полноценной музыкально-драматической постановкой. По словам народной артистки России Ларисы Марзоевой, автора сценической версии «Паяцев», во время работы над оперой артисты прорабатывали все психологические тонкости отношений между героями. Таким образом, опера будет не просто спета, а по-настоящему сыграна.
«Для меня было важно, чтобы персонажи взаимодействовали между собой. Я настаивала, чтобы солисты подключали весь свой арсенал, не только голос, — раскрывает профессиональные тонкости народная артистка России Лариса Марзоева. — Тело ведь — предатель. Если оно не поет вместе с душой, ты всего лишь изображаешь. На мой взгляд, нам удалось выполнить задачу. Например, Канио убивает Недду — и пластика героини становится надломленной».
Удивительные по красоте вокальные партии эмоционально насыщены и поются артистами, словно от самого сердца. Предваряет появление всех героев пролог, исполненный Алексеем Бочаровым. Достоверно, страстно и неудержимо, со стопроцентным попаданием в экспрессивный образ, сыграл на аванпремьере Михаил Вишняк главного персонажа — ревнивого Канио. Молоденькой кокеткой Неддой была виртуозная Светлана Рацлаф-Левчук. Волну ярких эмоций всколыхнули в зрителях Беппо Евгения Балданова, Сильвио Олега Алексеева, Тонио заслуженного артиста России Германа Ефремова.
«В «Паяцах» все чувства наружу. Любовь, ненависть, ревность сплетаются в эмоциональный клубок. Каждый день те же чувства волнуют и нас, поэтому произведение интересно современному зрителю», — уверен дирижер Красноярского театра оперы и балета Александр Косинский.
Быть может, этим и объясняется загадка этой оперы Руджеро Леонкавалло — вызывать сильные эмоции даже у тех, кто не считает себя поклонником классической музыки.
Татьяна Антипьева
Премьера оперы Р.Леонкавалло «Паяцы» пройдет в Малом концертном зале.