Служанки
О спектакле
«Служанок» в России первым поставил Роман Виктюк – вследствие чего они остаются символом бульварного декаданса и вообще всего искусственнодекоративного. В «Приюте Комедианта» пьесу Жене выпускает Ксения Митрофанова, дебютировавшая в лаборатории «On. Театр» и отметившаяся «Игрой в ящик» в Театре на Васильевском. Ясно, что по сравнению с Виктюком вдумчивая Митрофанова пойдет от противного, и раскрашенных мужчин с голыми торсами у нее не будет. Служанки Клер и Соланж у Жене – два французских Раскольникова …
«Служанок» в России первым поставил Роман Виктюк – вследствие чего они остаются символом бульварного декаданса и вообще всего искусственнодекоративного. В «Приюте Комедианта» пьесу Жене выпускает Ксения Митрофанова, дебютировавшая в лаборатории «On. Театр» и отметившаяся «Игрой в ящик» в Театре на Васильевском. Ясно, что по сравнению с Виктюком вдумчивая Митрофанова пойдет от противного, и раскрашенных мужчин с голыми торсами у нее не будет. Служанки Клер и Соланж у Жене – два французских Раскольникова в юбках времен Второй мировой – мечтают доказать самим себе и миру, что они не твари дрожащие, а право имеют. Только у Жене это право дается не только на произвол, но и на красоту. Его пьеса – настоящий дар для актеров, потому что все свои преступные страсти героини проживают и изживают, постоянно меняя роли: Соланж – на Клер, Клер – на Мадам, которую сестры боготворят и ненавидят, жертвы – на палача, униженного – на унижающего. (Само) убийство (не выходя из роли) – последний акт этой трагедии – поднимает героинь на высоту, недостижимую при жизни.
Двое из актеров, участвующих в спектакле (Максим Диденко и Галина Самойлова), работали в Derevo Антона Адасинского, так что театр неслучайно обещает некий синтез слова и пластики. Тайные же помыслы служанок будут отражаться в неком видеоряде. Любопытно посмотреть на то, как актеры, привыкшие работать телом, будут преодолевать громоздкий массив поэтических наворотов Жене. Любопытство только усиливает то, что Диденко (основатель собственного театра The Drystone) спустил технику Адасинского с котурнов красивости и не наводит мистический туман вокруг метода. В его собственных спектаклях тело, пластически виртуозное, практически гуттаперчевое, зачастую выглядит отталкивающе.
Главная интрига спектакля в том, что Митрофанова делает две автономные версии: мужскую и женскую. В одной служанок играют актрисы, в другой – актеры. Известно, что сам Жене хотел, чтобы его героинь играли марионетки, а в наставлении к актерам призывал избегать дешевого эротизма, поскольку в его пьесе действуют не мужчины и женщины, а знаки. Митрофанову, похоже, интересует не столько гендерный ракурс, сколько актерский поединок, преодоление собственной природы, «м» и «ж» – через игру.
На сцене театра «Приют комедианта»
Расписание смотрите здесь