Московский камерный оркестр Musica Viva п/у А. Рудина
О спектакле
Виолончелист и дирижер Александр Рудин празднует юбилей, устраивая себе испытание на прочность.
Обычно на собственных юбилеях виновники торжества трудиться не привыкли: они выходят на сцену в красивом одеянии и с добродушной улыбкой на лице выслушивают поздравительные речи в свой адрес (от президента, министра культуры и, в случае особо благонадежной репутации, от Патриархии), внимают музыкальным номерам, которые специально для них исполняют друзья и коллеги, после чего утомительно долго раскланиваются перед публикой, держа в руках непомерную охапку цветов. 50-летний юбилей Александра Рудина будет проходить с точностью до наоборот: никаких «поздравлянтов» и «вручантов», как их для доступности именуют в сценариях подобных юбилейных вечеров; на сцене — руководимый Рудиным оркестр Musica Viva и сам юбиляр, которому на протяжении двух с половиной часов предстоит не выпускать из рук виолончель, а периодически еще и дирижировать. В свой праздник Рудин собирается поставить персональный рекорд — сыграть 6 (!) виолончельных концертов за вечер, не считая еще двух пьес. Такой героизм — очень в характере Рудина, который всегда предпочитал доказывать своюрепутацию первоклассного профессионала делом, а не словом. Он чурался (и продолжает чураться) любой формы публичности, не любит давать интервью, участвовать в пресс-конференциях, никогда не появляется ни на каких светских мероприятиях, и, пожалуй, единственное место, где он всегда чувствует себя уверенно и спокойно, — это сцена. При всем этом он человек азартный и любящий рисковать — как иначе тогда объяснить его проекты с ораториями Гайдна, которые осилит не каждый европейский дирижер, или с операми Моцарта и Перголези, где нужно досконально знать и чувствовать стиль, шаг за шагом следовать за вокалистами, да еще и подыгрывать им речитативы на клавесине, где полагается с ходу импровизировать. Рудин, как справедливо замечают музыканты его оркестра, человек ренессансного масштаба — дирижирует, играет на виолончели, на клавесине, на фортепиано, сегодня — музыку барокко, завтра — свеженаписанный опус современного автора. На своем дне рождения он решил, правда, не демонстрировать все свои многочисленные таланты — но, вернувшись к виолончели, которая и принесла ему славу много лет назад (карьера Рудина началась с Конкурса им. Чайковского), решил сделать променад по трем векам и организовал своего рода ретроспективу виолончельных концертов.
Сначала будет XVIII век — концерт Гайдна, двух его старших современников Карла Филиппа Эммануила Баха (не путать с его отцом Иоганном Себастьяном) и Георга Кристофа Вагензайля и одного младшего — Антонина Крафта. Следом единичный экземпляр — но очень мощный — XIX века: концерт Антонина Дворжака, а затем и ХХ столетие, представленное Вторым виолончельным концертом Шостаковича и двумя пьесами Сибелиуса (здесь за дирижерский пульт в помощь солисту встанет Александр Ведерников). И, пройдясь по всем векам, со всеми остановками, Рудин наверняка еще и заготовит «бис» — чтобы доказать всем, что легкой жизни он себе не желает и почивать на лаврах не собирается.