Андрей Рублев. Подвиг иконописания
О выставке
Может быть, последняя выставка, где представлены подлинные произведения великого художника.
Нет на Руси художника более почитаемого и более загадочного из почитаемых. Юбилей его можно справлять практически в любой момент. Нет и согласия в том, каких икон касалась рука Рублева, над какими он трудился с учениками, а где работали последователи, — даже у людей, жизнь положивших на изучение древнерусского искусства.
Достоверные сведения о Рублеве так скудны, что не надо быть великим ученым, чтобы ответить на экзамене: дата, место рождения и мирское имя неизвестны, есть лишь два упоминания в летописи: 1405 года — о том, что Феофан Грек, Прохор-старец и чернец Андрей Рублев расписали Благовещенский собор в Московском кремле (росписи не сохранились). И 1408 года — о росписях в Успенском соборе во Владимире вместе с Даниилом Черным (то, что чудом сохранилось, почти исчезло после передачи собора Церкви и начала служб со свечами). Самая точная информация, переписанная с разрушавшейся могильной плиты — о смерти в Андрониковом монастыре — и столетиями передававшаяся учеными из рук в руки, дает две даты: 17 октября 1428 года и 29 января 1430 года. Зато авторам увлекательных романов, великих фильмов никто не мешает с описаниями вьюги, которая мела в момент рождения, странствий из монастыря в монастырь и духовного совершенствования… Существуют и фантастические теории — о хранящихся неведомо где произведениях художника. Не уподобляясь фантазерам, оставив в стороне научные споры, кураторы сделали общую историю о Рублеве, его учениках и подражателях, о времени и, конечно, о себе — месте, где пока еще хранятся самые знаменитые произведения мастера. Спешите видеть. «Иконописец преизрядный, превосходный художник, всех превосходящий в великой мудрости» усилиями современных почитателей, готовых, не оглядываясь на последствия, передавать Церкви хрупкие древние святыни, вот-вот снова станет легендой — какой был до того, как стали переносить в музеи и расчищать иконы.