О фильме
Рецензия на фильм
9 — 14 января в Доме кино пройдет кинопрограмма «Сергей Параджанов. Ко Дню рождения художника».
Сергей Параджанов родился 9 января 1924 года в Тифлисе (Тбилиси) в семье потомственного антиквара. «Армянин по национальности, выросший в Тбилиси, учившийся во ВГИКе, живший и работавший в Киеве и Ереване, Параджанов вобрал в себя многоликость армянской, грузинской, русской и украинской культур. Его жизнь ознаменовалась всемирной славой его эпических фильмов и их запретом, годами тюрьмы по надуманным обвинениям и новым признанием его творчества в перестроечное время. Параджанов творил на стыке кинематографа и изобразительного искусства, смешивая жанры и стили, тем самым предвосхищая развитие современного искусства».
В программе, посвященной великому художнику и кинорежиссеру, представлены самые известные его ленты — «Тени забытых предков», «Цвет граната» (также в авторской версии «Саят-Нова»), «Легенда о Сурамской крепости», «Ашик-Кериб», а также документальные фильмы о Параджанове, созданные Левоном Григоряном.
Документальные фильмы:
«Я, СЕРГЕЙ ПАРАДЖАНОВ», 1990 г., реж. Левон Григорян, 25 мин. Фильм снят через несколько месяцев после смерти Сергея Параджанова. В нем запечатлен дом мастера, еще хранящий его тепло. Использованы уникальные кадры процесса съемок фильма «Сурамская крепость».
«АНДРЕЙ И СЕРГЕЙ», 2002 г., реж. Левон Григорян, 39 мин. Лента рассказывает о творчестве, пересечении судеб и личных взаимоотношениях двух гениев мирового кинематографа — Андрея Тарковского и Сергея Параджанова.
«ОРФЕЙ СПУСКАЕТСЯ В АД», 2003 г., реж. Левон Григорян, 30 мин. это рассказ о годах, проведенных режиссером в заключении. Автор пытается проникнуть в тайны духовного мира мастера, говоря о тех источниках, в которых он черпал силы перенести тяготы не только жизни в лагере, но и жизни вообще.
«ЭРОС И ТАНАТОС», 2005 г., реж. Левон Григорян, 35 мин. Фильм исследует две основные темы творчества Сергея Параджанова, особенно волновавшие великого мастера: «Эрос и Танатос»… (любовь и смерть). В фильме использованы уникальные, неизвестные широкому зрителю кадры из фильмов Параджанова.
д/ф «ВОСПОМИНАНИЯ О «САЯТ — НОВЕ»», 2005 г., реж. Левон Григорян, 30 мин Знаменитый фильм Параджанова «Саят-Нова» был исковеркан советской цензурой и получил название «Цвет граната». Левон Григорян, работавший с Параджановым ассистентом на этом фильме, восстановил видео версию оригинала фильма и рассказал увлекательную историю его трагической судьбы.
Художественные фильмы:
«АШИК-КЕРИБ», 1988 г., реж. Сергей Параджанов, 73 мин. Романтическая драма по мотивам одноименной поэмы великого русского поэта Михаила Лермонтова.
«ЛЕГЕНДА О СУРАМСКОЙ КРЕПОСТИ», 1948 г., реж. Сергей Параджанов, 88 мин. Фильм посвящается грузинским воинам всех времен, отдавшим жизнь за Отечество.
«ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ», 1964 г., реж. Сергей Параджанов, 92 мин. Шедевр (по одноименной повести М. Коцюбинского; премия за лучшую режиссуру и приз на кинофестивале в Мар-дель-Плато, Аргентина, 1965; Кубок I Фестиваля Фестивалей в Риме, Италия, 1965 и др. награды), принесший режиссеру всемирную славу.
«ЦВЕТ ГРАНАТА», 1969 г., реж. Сергей Параджанов, 74 мин. Психоделическая фреска Сергея Параджанова «Цвет граната» — одно из центральных произведений мирового искусства Двадцатого века. Взяв за сюжетную основу судьбу армянского поэта Саят-Новы и отказавшись от общепринятых в кинематографе законов формы и содержания, режиссер создает калейдоскоп фантасмагоричных образов, без преувеличения погружающих зрителя в некое состояние медитативного созерцания.
«Киноискусство Параджанова нельзя считать кинематографом. Это особое искусство, которое говорит с нами языком кинематографа. Даже подражать Параджанову невозможно: «Это постмодернизм чистой воды. Но особенный, отличимый от других. Постмодернизм действует шоком, это сочетание несочетаемого. И очень часто он оказывается мертворождённым, лишённым эмоции. А у Сергея Параджанова это и вызов, и шок, и вместе с тем — огромный сгусток энергии, эмоциональной энергии. Пожалуй, только Сальвадор Дали, больше не с кем сравнить», — Кора Церетели — киновед.