РНО п/р М. Плетнева
О спектакле
Сибелиус – непременное зимнее блюдо Российского национального оркестра.
Главный дирижер РНО Михаил Плетнев всегда любил Сибелиуса, мрачного и величественного классика, последнего рыцаря ушедшей с началом ХХ столетия романтической эпохи. Сначала Плетнев включал в свою программу его симфонии и симфонические поэмы, в прошлом году дошла очередь до гораздо более раритетных вокальных опусов. Сейчас это будет вещь, знакомая, кажется, только дирижеру, — симфония «Куллерво» для солистов, хора и оркестра, которая принадлежит к раннему периоду творчества композитора и написана была, когда ему было 24 года. В основу симфонии положены главы из финского эпоса «Калевала».
Несмотря на древность, «Калевала» предлагает читателю или (в случае с Сибелиусом) слушателю такие сюжеты, от которых стынет кровь и которые в качестве сценария можно было бы предложить Ларсу фон Триеру, Михаэлю Ханеке и другим любителям играть на нервах. Куллерво, один из главных героев эпоса, под щемящую и величественную музыку Сибелиуса делает буквально следующее: сначала, будучи ребенком, отданным в рабство, страдает от унижений и одиночества, затем встречает трех женщин и домогается их по очереди, в результате, после категорического отказа к соитию первых двух, в грубой форме овладевает третьей. Потом оказывается, что эта третья — его давно потерянная сестра, которая, не выдержав позора, кончает жизнь самоубийством. Дальше — хуже: Куллерво оплакивает смерть сестры и собственный грех, пробует найти смерть на поле битвы (неудачно) и затем приходит на место погребения своей сестры, где не растет трава и не цветут цветы, и просит у имеющегося в его распоряжении волшебного меча разрешения покончить с собой. Меч отвечает положительно, и Куллерво без сожалений, но все еще под прекрасную музыку Сибелиуса, расстается с жизнью. Конец.
Михаил Плетнев любит такие сокрушительно трагические сюжеты и, как ни странно, пробуждает в слушательской аудитории не депрессию, а наоборот, воодушевление. Российский национальный оркестр, понимающий его с полуслова, дружественный дирижеру хор Академии хорового искусства и солисты наверняка составят вместе превосходный ансамбль — и, может быть, «Куллерво» не вернется обратно в библиотечные архивы, а займет свое достойное место в симфоническом репертуаре. Даже несмотря на свой пугающий сюжет.