О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Есть определенная нумерологическая логика в том, что вторым фильмом британца Ричарда Айоади (первым была хипстерская мелодрама «Субмарина») стала экранизация второй повести Достоевского, посвященной… теме двойничества. Айоади переносит действие оригинала из Петербурга второй половины XIX века в оруэлловские декорации то ли из недавнего прошлого, то ли из ближайшего будущего. Здесь все носят костюмы немного не по размеру и угловатые прически и так или иначе трудятся на некую бюрократическую махину. Это касается и Саймона (Джесси Айзенберг), робкого рохлю-клерка, столь интровертного, что, кажется, он так никогда и не подойдет к соседке (Миа Васиковска) напротив, на которую так пристально пялится каждый божий день. Зато не постесняется это сделать Джеймс (Джесси Айзенберг), новенький коллега (и, опять же, сосед), до капли похожий на Саймона внешне, но куда как превосходящий его по части уверенности в себе.
Айоади из тех режиссеров, кто не скрывает своих кумиров — и в «Двойнике» чувствуется влияние не только Достоевского с Кафкой, но и «Бразилии» Гиллиама и даже «Элемента преступления» фон Триера, так же как в «Субмарине» ощущалась его любовь к Уэсу Андерсону. Но заимствуя то тут, то там стилистические штрихи и подспудные мотивы, режиссер при этом складывает их в картину свежую и оригинальную. В отличие от многих других антиутопистов мирового кино, он при этом отдает себе отчет в сатирической природе жанра — его фильм, стоит к нему присмотреться, оказывается настоящей висельнической комедией, тонко намекающей: абсурдно устройство не мира, а в первую очередь черепной коробки каждого из нас.