Аты-баты, шли солдаты…
О мероприятии
Создается впечатление, что последняя работа Быкова как режиссера и актера (в роли ефрейтора Святкина), посвященная “стоявшим насмерть во имя жизни”, была подвергнута жестокой цензуре и давлению со стороны властей. Почему? На день рождения через тридцать лет после боя, под селом Ильинка, где погибли отцы, собираются их дети, и фильм разбивается на “сейчас” и “тогда”. Тогда, …
Создается впечатление, что последняя работа Быкова как режиссера и актера (в роли ефрейтора Святкина), посвященная “стоявшим насмерть во имя жизни”, была подвергнута жестокой цензуре и давлению со стороны властей. Почему? На день рождения через тридцать лет после боя, под селом Ильинка, где погибли отцы, собираются их дети, и фильм разбивается на “сейчас” и “тогда”. Тогда, защищая деревню с ранеными от прорвавшихся из окружения немцев, погибли 18 мальчишек, мальчишек, в которых веришь, таких, которых ты знаешь и мог бы быть одним из них. Все, что было “тогда” (за незначительными исключениями), снято по-человечески убедительно, трогательно и мощно, с вполне понятным и естественным земным юмором. Но то, что снято “сейчас” (кроме тоста грузина), выглядит, как торжественное собрание коллектива перед праздником Победы. А, может быть, так оно и было – люди на войне были не такими оболваненно стереотипными? Я знаю, что многие, не заметившие разнобоя в палитре картины, будут оскорблены, но ведь есть же вечные и гармоничные “Баллада о солдате”, “Летят журавли”… Обидно. Скажу только, что, те места, где присутствует сам Быков, бедовый и лихой малый из беспризорников, смотрятся с упоением, и хочется вырезать дистанционкой большую часть остального – так велика разница. Если вы любите кино и Большого Человека кино – Быкова, обязательно посмотрите этот фильм. А, может, не стоило мне пересматривать фильм после “Кавказского пленника?
P. S. И еще. На другой день после просмотра я писал аннотацию и поймал себя на мысли. Почему мне так понравилось “тогда”? Тогда мы все были вместе и всех нас объединила война: русских, узбеков, грузинов, украинцев, евреев… Можно пережить то, что нас “развалили” – как отдельные, нормальные мужики мы всегда будем вместе, – но нельзя допускать, чтобы нас стравливали как народы.
С: Борис Васильев, Кирилл Рапопорт. К: Георгий Дмитриев. Песни Б. Окуджавы, В. Левашова. О: Владимир Войтенко. М: А. Голдабенко. Х: Георгий Прокопец. Кс: Л. Коротенко. К/с. им. А. Довженко. Студия АС, 1996. Л: СОЮЗ, ВИДЕОСЕРВИС,
1996. (М. Иванов)