Фантомные монументы
О выставке
Пока в Перми ставят памятники, Москва довольствуется фантомами.
В галерее «М&Ю Гельман» показывают выставку достижений пермского хозяйства — на улицах города красные человечки, надкушенное яблоко и символ города — неудобная буква «П».
Обидно — в Москве даже мировым звездам Энтони Гормли и Спенсеру Тунику не дали разнообразить привычный ландшафт — вот и делают столичные кураторы выставку про фантомные монументы, которые вроде и существуют, но в тепличных условиях, вдали от жесткого климата, взглядов (а то и действий) неподготовленного зрителя, не нуждаются в бюрократических согласованиях. Удачно совпав во времени, выставки на «Винзаводе» и в «Гараже» демонстрируют разницу между положением искусств в столице и Перми, а также — принципиально разные возможности частного и государственного секторов: при наличии воли и разумного подхода бюджет обыгрывает любые миллиардерские инициативы.
Как ни прекрасен «Гараж», ведомый Дашей Жуковой, удел современного искусства в Москве — резервации. В публичное пространство ему хода нет. А в чудно обустроенных заводах и гаражах можно, как в перестройку на кухнях, без конца рассуждать об общественной функции монумента, влиянии его на окружающую среду. И все же, пока посвященная скромным героям периода первоначального накопления капитала — «челнокам» — инсталляция Арсения Жиляева не окажется на улице, она имеет те же шансы пробиться к публичной памяти, как оставшиеся дома друзья и соседи «челноков» — попасть в историю. В маргинальных культурных зонах свое представление о монументах, зато и делать их тут можно Выставки демонстрируют разницу между положением искусств в столице и в Перми из чего угодно: хоть из стикеров, как Сергей Огурцов, хоть из мусорных пакетов, как Алексей Кострома, — постоянный климат замедлит процесс разрушения ровно до закрытия выставки.
Зато почти каждая работа украинской художницы Жанны Кадыровой, работающей, как и положено гастарбайтеру, почти исключительно с керамической плиткой, может выдержать жесткие российские реалии — как надкушенное яблоко, удивляющее пермских обывателей. Ее «Форма света», выложенная в холле «Гаража», тоже просится на улицу, хотя та, испорченная дурной привычкой к человекообразным фигурам вождей, принять ее, возможно, не готова. Впрочем, то было при другом градоначальнике, новый пока свои культурные приоритеты не обозначил. А вдруг — зайдет в «Гараж», увидит большой белый шар Алексея Костромы и решит, что полезно ему, вызывая разные ассоциации, разрушаться на глазах у народа на какой-нибудь не застроенной торговыми центрами площади.
Слева направо. Илья Долгов «Ego sum», Жанна Кадырова «Форма света», Борис Матросов «Счастье не за горами».