Одиссея
О спектакле
Одиссей живет на русском Севере – и именно оттуда отправляется в путешествие в поисках солнца и тепла. Ну, еще и смысла жизни, конечно, как же без него.
Вместо Средиземного, Эгейского и Ионического морей — Баренцево, Белое да Карское моря (бр-р-р, от одного перечисления зябко). Одиссей живет на русском Севере — и именно оттуда отправляется в путешествие в поисках солнца и тепла. Ну, еще и смысла жизни, конечно, как же без него. Об этом путешествии в мурманском театре танца Gust Life поставили спектакль два французских хореографа — Мартин Жоссен и Абденур Белали. По крайней мере в одном они не совпали с Гомером — в масштабе произведения. Длится спектакль даже меньше часа.
Белые поверхности, белые кулисы, белые одежды. Семь путников преодолевают арктическую пустыню, не теряя чувства юмора и присутствия духа. В процессе путешествия они вертятся на голове, передвигаются ползком и ухитряются поднять товарища ногой за ногу: один герой, стоя прямо, протягивает нижнюю конечность к приятелю, что лежит на полу, цепляет стопой за щиколотку, тянет на себя — и тот запросто встает на вторую ногу без помощи рук. Все это — хип-хоп — стиль, прежде трудно представимый в полярных широтах.
Гораздо проще такой спектакль представить во Франции, например, в Шамбери, где обитает парочка хореографов, основавшая в 1994 году свою труппу под названием Alexandra N’Possee, и где поднимается новая волна интереса к уличному танцу. Профессиональные сочинители все чаще и чаще присматриваются к мальчишкам, протирающим штаны на асфальте, дотошно изучают движения и переходы. За время существования своей труппы Жоссен и Белали поставили дюжину спектаклей — и не успели надоесть ни публике, ни друг другу. Быть может, потому, что жесткая рациональность Мартин уравновешивается шарахающей протуберанцами фантазией ее партнера.
Французы оказались в Мурманске из-за того, что 2010 год был Годом Франции в России. Год этот принес нашему отечеству несколько хороших спектаклей — но в сочетании с международным фестивалем «Интраданс», что заказывал спектакли в наших труппах, создал печальную ситуацию в шорт-листе «Золотой маски». В категории «современный танец» в этом году соревнуются постановки только зарубежных хореографов. Соперниками «Одиссеи» являются «Мирлифлор» (костромская компания «Диалог данс», хореограф Карин Понти), «Песня не про любовь» (екатеринбургский театр «Провинциальные танцы», хореографы Ури Ивги и Йохан Гребен), «Следующий» (Челябинский театр современного танца, хореограф Асьер Забалета) и «Давай, давай» (петербуржская компания ТОР9, хореограф Браим Бушелагем). Последний спектакль — тоже хип-хоп и тоже поставлен французом. Мы, наконец, вписались в европейский контекст или Европа просто поглотила нас?