100% Иваново. Агитационные ткани, эскизы к ним и плакаты 1920-х-1930-х годов из собраний музеев Москвы и Иваново | Арт | Time Out

100% Иваново. Агитационные ткани, эскизы к ним и плакаты 1920-х-1930-х годов из собраний музеев Москвы и Иваново

100% Иваново. Агитационные ткани, эскизы к ним и плакаты 1920-х-1930-х годов из собраний музеев Москвы и Иваново

О выставке

В Музее современной истории России открылась замечательная и необычная выставка, посвященная знаменитым агитационным тканям
Иваново-Вознесенской мануфактуры.

Ткань, которую мы в своей жизни почти не замечаем и принимаем

как должное, в раннесоветские годы была настоящим героем на фоне
революций и войн. Ткань должна была переделать мир, начиная с самых
мелочей, и для этого в Иваново была создана огромная мастерская-
лаборатория во главе с художником Сергеем Бурылиным. Этот мастер
утопии, вроде Малевича в текстильном производстве, вместе с учениками
искал возможности увидеть декоративную красоту в аэропланах, тракторах
и противогазах. Он выдумал и особенный шифр агитационного кода.
Переплетенные пятерки и четверки означали призыв выполнить пятилетку
в 4 года: ученики разрабатывали свою символику, связанную с авиацией,
комсомолом, электричеством и так далее. Иногда появлялся и текст
– политические аббревиатуры элегантно сквозили в букетах роз или
индийских «огурцах».

Имело значение и то, для чего ткань предназначалась. Дизайнерский
расчет так поражает, что многие проекты кажутся сделанными вчера:
например, ткань на женский платок с небольшими мотоциклами, или
занавесочный тюль под названием «утро новой жизни». Сегодня, в
цифровую эру, когда снова растет интерес к орнаменту и ткани, выставка
может служить полноценным учебником для шрифтовиков и журнальных
иллюстраторов. Жаль только, что сегодня ивановские ситцы воспроизвести
без потери качества невозможно — само плетение ткани стало гораздо менее
плотным. Но на бумаге они выглядят прекрасно.

Увы, агитационные ткани в двадцатые годы носились очень мало и
неохотно. Может быть, выглядели слишком ярко, может быть — слишком
интенсивно навязывались властью, как картошка при Екатерине. И
все же ничего другого в массовом производстве не было, а потому за
следующие полвека от ивановской красоты ничего не осталось, кроме

эскизов. «Мы кинули клич, — рассказывает Ирина Остаркова, руководитель
Программы «Первая публикация» — несите в музей любую старую одежду:
но нашлось только одно пальто с частью подкладки, лента на шляпке и
рубаха из коллекции московской художницы — Ирины Затуловской».

Вообще история создания книги и выставки почти детективна.
Все началось с того, что на пару лет назад на Ивановской мануфактуре
сотрудники отыскали т.н книгу выклеек — то есть, большой каталог, куда
вклеивались небольшие образцы тканей с точными датировками, именами
авторов эскиза и другими данными (например, о том, шла ли ткань на
экспорт и если да, то куда). Теперь эта книга целиком опубликована и
прокомментирована, и любой коллекционер и музейный работник может
по ней определить, что же хранится в его собрании. За ней — другая
находка: «бортовой журнал» одной из художниц бурылинского круга. Рядом
на выставке эскизы логотипов, «раскладушки» образцов, металлические
валики для печати рисунков (часть из них тоже была «репрессирована» — в
30-е гг. с них сбивали портреты Троцкого, который, оказывается, был очень
популярным мотивом для ситца).

Итак, огромная часть нашего искусства и истории высветилась
сильнейшим прожектором. В России широкий зритель только сейчас
начинает вспоминать и ценить грани истории 20-30-х гг, связанные с бытовой
культурой. Что до людей искусства, то выставка дает им возможность прямо
сейчас увидеть производство ткани как огромное и совершенно не занятое
поле художественного действия!

Билетов не найдено!

Закрыть