О.С.
О спектакле
Историю виконта де Вальмона «Опасные связи» играют на бывшей фабрике технических бумаг.
Зал «Каландры» на «Фабрике» — это такая длинная комната с высоченным потолком. Два ряда стульев для зрителей стоят на довольно высоком постаменте, а актеры ходят внизу — то есть ты все время будто заглядываешь с обрыва в речку. Там, у твоих ног, актеры «СаунДрамы» разыгрывают историю, придуман ную в XVIII веке Шодерло де Лакло.
Спектакль вообще-то называется «О.С.», а не «Опасные связи» — и в этом есть некоторая честность: перед нами скорее эмоциональный конспект романа, чем его пересказ. Если вы не читали книжку, вам ничто не поможет: кто есть кто и что такое происходит на сцене, вы не поймете. Перед входом вам вручат программку в виде свитка — письмо мадам де Воланж, якобы обращенное лично к вам. Там есть попытка изложения событий — впрочем, довольно путаная и загадочная. Но что можно ожидать от дамы, проглядевшей, как ее собственную дочь соблазнили прямо у нее под носом?
Виконта де Вальмона, что безжалостно трахнул невинное создание, преследовал другую женщину и сражался за власть с третьей, играет Андрей Меркурьев. Солист Большого театра, в «благородных» ролях классического репертуара выглядящий безнадежным пролетарием (впрочем, нет, рангом чуть повыше — помощник бригадира, заведующий мастерской), в пестрой компании «СаунДрамы» — и впрямь виконт, откуда что берется. Ходит гордо, поводит плечом надменно — и одновременно этакая потерянность в глазах, пустота охотника, никогда не удовлетворенного добычей. Собственно, только на Меркурьева и можно смотреть в течение всего спектакля — остальные персонажи выглядят значительно хуже.
Хореограф Сергей Землянский, поставивший «О.С.», заставил героинь раздвоиться — и мы видим двух Сесиль, двух мадам де Мертей и т. п. Причем в программке это никак не обозначено — и сначала кажется, что виконт просто общается с вдвое большим количеством женщин, чем положено по роману. Потом, правда, ситуация проясняется — и начинает забавлять; особенно развлекают раздумья на тему, сознательно ли постановщик выбирал для двух половинок роли ни в чем не схожих актрис или так получилось случайно.
Действие этих «Опасных связей» как бы перенесено в пространство современного модного дефиле. Не спрашивайте, как это согласуется с сюжетом, — не согласуется никак. Зато длинный зал «Каландры» удобен для манерных проходов (профессиональным моделям просмотр спектакля строго не рекомендуется — убьют постановщика, потом доказывай в суде, что в порядке защиты собственной психики). А еще — раз модное дефиле, то почему-то все (и мужчины, и женщины) должны разговаривать вывернутыми, взвинченными, неестественными голосами. Наверно, эти изломанные вопли должны говорить об их порочности.
Достоинство у спектакля есть. Одно. Он идет всего шестьдесят минут.