Газета The Guardian назвала его «электро-Хендриксом». Колоритный суфий, бородатый, всклокоченный, неопрятный и с отрешенным взглядом, мог бы выехать на одном только внешнем виде, но, по счастью, делать этого не стал. Перед тем как профессионально заняться бикрам-йогой, мексиканско-эфиопский подросток Сумах Валентайн был замечен в хип-хоп-тусовке Сан-Диего — еще в нежном возрасте он накопил на виниловый проигрыватель и распотрошил коллекцию родительских пластинок. Человеку было с кого брать пример — кузен Сумаха Ish тогда прогремел в составе джаз-рэпового коллектива Digable Planets (сейчас он поднимает еще одно важное хип-хоп-образование — Shabazz Palaces).
Далее, словно следуя теории «шести рукопожатий», Сумах через коллег-рэперов познакомился с продюсером Flying Lotus и фриком-диджеем Gaslamp Killer. Первый помог ему пробиться к слушателю, позвав петь на альбоме; со вторым они закрылись в студии на два года, чтобы записать пластинку «A Sufi And A Killer» — пособие по достижению нирваны, замаскированное под музыкальный альбом. Замороченная семплоделика Gaslamp Killer (большого специалиста по болливудским, турецким и другим восточным орнаментам) и правильные дабстеповые влияния FlyLo дали необыкновенный эффект. А именно — спутали все временные и пространственные ориентиры; в итоге «ASAAK» представляется альтернативной главой в музыкальной истории, согласно которой хип-хоп зародился в хиппи-коммунах шестидесятых, а первопроходцем бас-музыки был Captain Beefheart. Удивительно: при том, что голос Сумаха легко узнаваем, вычленить какие-то влияния в его песнях не представляется возможным — эти записи похожи на все и сразу.
На живых выступлениях все обстоит немного по-другому. Очевидцы рассказывают (а ролики с YouTube подтверждают), что лайв Gonjasufi смахивает на обычное выступление диджея с приглашенным вокалистом (похожие претензии раньше вменяли Santigold), но этот тезис, как бы то ни было, требует проверки практикой. Как и тот, что Сумах Экс представляет собой инкарнацию «Method Man’а, дожившего до 95 лет» (определение все той же газеты The Guardian).
Газета The Guardian назвала его «электро-Хендриксом». Колоритный суфий, бородатый, всклокоченный, неопрятный и с отрешенным взглядом, мог бы выехать на одном только внешнем виде, но, по счастью, делать этого не стал. Перед тем как профессионально заняться бикрам-йогой, мексиканско-эфиопский подросток Сумах Валентайн был замечен в хип-хоп-тусовке Сан-Диего — еще в нежном возрасте он накопил на виниловый проигрыватель и распотрошил коллекцию родительских пластинок. Человеку было с кого брать пример — кузен Сумаха Ish тогда прогремел в составе джаз-рэпового коллектива Digable Planets (сейчас он поднимает еще одно важное хип-хоп-образование — Shabazz Palaces).
Далее, словно следуя теории «шести рукопожатий», Сумах через коллег-рэперов познакомился с продюсером Flying Lotus и фриком-диджеем Gaslamp Killer. Первый помог ему пробиться к слушателю, позвав петь на альбоме; со вторым они закрылись в студии на два года, чтобы записать пластинку «A Sufi And A Killer» — пособие по достижению нирваны, замаскированное под музыкальный альбом. Замороченная семплоделика Gaslamp Killer (большого специалиста по болливудским, турецким и другим восточным орнаментам) и правильные дабстеповые влияния FlyLo дали необыкновенный эффект. А именно — спутали все временные и пространственные ориентиры; в итоге «ASAAK» представляется альтернативной главой в музыкальной истории, согласно которой хип-хоп зародился в хиппи-коммунах шестидесятых, а первопроходцем бас-музыки был Captain Beefheart. Удивительно: при том, что голос Сумаха легко узнаваем, вычленить какие-то влияния в его песнях не представляется возможным — эти записи похожи на все и сразу.
На живых выступлениях все обстоит немного по-другому. Очевидцы рассказывают (а ролики с YouTube подтверждают), что лайв Gonjasufi смахивает на обычное выступление диджея с приглашенным вокалистом (похожие претензии раньше вменяли Santigold), но этот тезис, как бы то ни было, требует проверки практикой. Как и тот, что Сумах Экс представляет собой инкарнацию «Method Man’а, дожившего до 95 лет» (определение все той же газеты The Guardian).