О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Ларри Крауну (Том Хэнкс) немного за пятьдесят, и его только что уволили с должности менеджера в супермаркете («Ничего личного, дружище, но у тебя нет высшего образования, а значит, нет и перспектив»). Свободных вакансий в сфере торговли нет, дом вот-вот продадут за долги по ипотеке, помощи ждать неоткуда (Ларри давно разведен), а единственная квалификация героя — судовой повар (как-никак, 20 лет в морфлоте). Напрашивается кардинальное решение проблем — и, чудом устроившись в закусочную на полставки, Краун записывается в третьесортный колледж, чтобы учить экономику и правила речи. Не пройдет и семестра, как простодушный мямля не только поставит на место кредиторов, но и сменит пенсионерское поло на хипстерскую жилетку, «лэнд ровер» — на скутер, а кризис среднего возраста — на роман с уставшей от мужа-блогера преподавательницей риторики (Джулия Робертс). Первый за пятнадцать лет режиссерский проект Тома Хэнкса (он же вместе с Ниа Вардалос написал сценарий) благими авторскими намерениями буквально светится. Понятно, чего хочет Хэнкс, всю карьеру построивший на ролях маленьких (но таких нужных — что наглядно, пусть и не без плутовства, показал поместивший типичного хэнксовского героя в эпицентр новейшей американской истории «Форрест Гамп») людей. В лице Ларри Крауна, этого святого дурачка с золотыми руками и огромным сердцем, он обращается ко всем униженным и оскорбленным рецессией, тем, кто верно трудился даже не на славу, а на повседневное благо отечества — и оказался в результате всеамериканским лохом. Обращается — и, кажется, искренне сочувствуя, обещает надежду. Совсем другое дело — то, какие Хэнкс при этом выбирает слова. Почти что критический реализм завязки (Хэнксу, в общем-то, удается едкая социальная сатира — что доказывают эпизоды с унизительным, под чавканье начальства, увольнением и последующим банкротством; последнее сопровождается предложением «выпить утешительную чашечку кофе») никак не увязывается со всепобеждающим оптимизмом финала, подлинная озабоченность проблемами среднестатистического американца — с этих проблем откровенным и беззастенчивым упрощением. К тому же регулярно дает сбой сюжетообразующая линия с учебой в колледже: потенциально уморительная предпосылка — пятидесятилетний чудак среди вчерашних тинейджеров — оборачивается кондовым романом перевоспитания и набором гэгов на тему неожиданной, хотя и платонической близости Крауна с привлекательной соученицей (Гугу Мбата-Роу). И так во всем — поднимая один за другим серьезные вопросы, Хэнкс ухитряется каждый раз найти на них самый тривиальный и клишированный ответ (и это как раз то, что отличает его фильм от, например, комедий Фрэнка Капры, которого тоже, помнится, волновали беды простых американцев в эпоху экономической депрессии). Выгнали с работы? Учиться никогда не поздно. Банк вот-вот конфискует все имущество? Откройте учебник экономики. Чувствуете, что морально устарели? Больше общайтесь с молодежью, они вам подберут шарф под цвет ботинок. Ну а там и Джулия Робертс подтянется.