Святая Русь | Арт | Time Out

Святая Русь

Святая Русь

О выставке

Памятники древнерусского искусства немыслимой красоты и совершенства. В рамках выставки проходят “Четверги допоздна”: по четвергам выставка открыта до 22.00 (кассы и вход до 21.00).

Эпохальная выставка, подготовленная известным византиистом Жанником Дюраном для западной публики в Третьяковской галерее, состоится волею открывавшего ее в Лувре вместе с французским коллегой президента Медведева. Инициативой президент не ограничился — под проект выделено серьезное финансирование, в разы превышающее все бюджеты, с которыми работала национальная сокровищница в последние годы. Иначе невозможно было бы даже просто свезти и показать в одно время в одном месте все сколько-нибудь транспортабельные памятники древнерусского искусства, многие из которых до луврской выставки считались невывозными — в том числе золотые ворота Рождественского собора в Суздале, Остромирово Евангелие из Российской национальной библиотеки. Из западных собраний, которые активно использовали во французской версии выставки, в Москву приезжает единственный экспонат: медный, отделанный золотом с эмалью наплечник из парадного одеяния владимирского князя Андрея Боголюбского, исполненный в XII веке европейскими мастерами.

В худших традициях Третьяковской галереи, организаторы выставки решили, что собранный чужим куратором материал можно тасовать без его участия. Переделывая готовую выставку на новый лад, поскользнулись уже, кажется, на «Дягилеве». Но решили попробовать снова: в противоположность парижской экспозиции, которая разворачивалась в четкой хронологической последовательности: от половецкой каменной бабы до макета Смольного монастыря Растрелли, московская экспозиция строится по разделам — отдельно расскажут о святых, о монастырях, покровительстве Богородицы… Соединить внутри каждой из семи глав разновременные однотипные вещи — задача непростая, не каждому по плечу. Специалисты, разумеется, распишут все правильно, но все последние катастрофы Третьяковки связаны не с научными ошибками, а с отсутствием кураторов как класса.

Потому результат значительных усилий и серьезных затрат совершенно непредсказуем: то ли сумеют шедевры постоять за себя, то ли получится познавательный дайджест из представлений современных исследователей о «лучшем из лучшего». Но даже если в галерее сумеют повторить блистательный провал, постигший выставку Андрея Рублева, встреча практически со всеми национальными сокровищами в одном месте бывает один раз. Французы и президенты нечасто заказывают такие выставки.

Билетов не найдено!

Закрыть